УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
педагогического совета
от «30» августа 2024 года
Протокол № 1
Утверждаю
Директор МБОУ ДО ЦТ
__________/Е.С. Миндрина/
Пр. № 116 от 30.08.2024г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Страна математики
«
»
(указывается наименование программы)
Уровень программы:
базовый
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 1 год: 144 часа
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 7 до 17 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная, дистанционная
Вид программы:
модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)
Программа реализуется на бюджетной основе с применением
социального сертификата
ID-номер программы в Навигаторе: 32482
Автор-составитель:
Лысенко Надежда Анатольевна педагог дополнительного образования
(указать ФИО и должность разработчика)
с. Красное, 2024 г.
ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
«Страна математики» (базовый уровень)
естественнонаучной направленности
Наименование
муниципалитета
Наименование организации
Муниципальное образование Кущёвский район
ID-номер программы в АИС
«Навигатор»
32482
Полное наименование
программы
Механизм финансирования
(ПФДО, муниципальное
задание, внебюджет)
ФИО автора (составителя)
программы
Краткое описание
программы
Форма обучения
Уровень содержания
Продолжительность
освоения (объём)
Возрастная категория
Цель программы
Задачи программы
Ожидаемые результаты
Особые условия
(доступность для детей с ОВЗ)
Возможность реализации в
сетевой форме
Возможность реализации в
электронном формате с
применением дистанционных
технологий
Материально-техническая база
МБОУ ДО ЦТ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественнонаучной направленности «Страна
математики»
ПФДО
Лысенко Надежда Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Выявление и развитие математических способностей, обучение
конкретным математическим знаниям.
очная
базовый
144 часа
От 7 лет до 16 лет
Формирование и развитие интеллектуальной активности,
поддержание устойчивого интереса к математике, развитие
логического мышления и математической речи.
Выявление и развитие математических способностей, обучение
конкретным математическим знаниям, необходимыми для
применения в практической деятельности, создание фундамента
для математического развития, формирования механизмов
мышления, характерных для математической деятельности.
- овладеть приёмами анализа условия задачи и наглядного
представления данных и процессов, исполнения и построения
алгоритмов;
- овладеть математической речью, терминологией используемой
при рассуждении в процессе решения задач.
- использовать математические модели, понимая их роль в
текстовых задачах.
- составлять планы решения конкретных задач и алгоритмы
рассуждений для различных типов задач.
- находить общее в подходах к решению задач в различных
видах, по различным темам.
- научиться работать над созданием проекта.
нет
да
да
Помещение для проведения занятий, наличие дидактических
материалов для индивидуальных занятий, методические пособия
по математике, методическая литература.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Нормативно-правовая база………………………………………………………….4
1 раздел. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Введение………………………………………………….…………………………..5
1.1 Пояснительная записка……………………. ………………………..………..5-8
1.2 Цели и задачи программы………………………………… ………………...8-9
1.3 Содержание программы …………………………………………………..10 -12
1.4 Планируемые результаты…………………………………...……………...12-13
2 раздел. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график……………………………..…..…………..14-22
2.2
Раздел воспитания…………………………………………………………23
2.3 Условия реализации программы………………………….…………………...24
2.4 Формы аттестации……………………………………………………………...24
2.5 Оценочные материалы……………………………………….…..…………….24
2.6 Методические материалы…………………………………………………. 24-27
3. Список литературы………………………………………………………………27
Приложение № 1. Итоговая аттестация…………………………………………..28
3
Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной
Думой 21.12.2013;
2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018г.;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодёжи»;
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо
Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242;
7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных программ
с применением дистанционных образовательных технологий, письмо
Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04;
8. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего
одной из национальных целей развития Российской Федерации
предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
9. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р «Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
10. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (гл.VI);
12. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных
общеобразовательных программ и программ электронного обучения 2020 г.;
13. Устав МБОУ ДО Центр творчества.
4
Введение.
Программа «Страна математики» ориентирована на привитие у
обучающихся устойчивого интереса к изучению математики, формирование
математического
мышления.
Призвана
способствовать
развитию
математического кругозора, творческих способностей обучающихся,
привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению
качества математической подготовки.
Решение математических задач,
связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
Профориентация детей является одним из важнейших факторов
правильного выбора будущей профессии. Целью профориентационной работы
в дополнительном образовании является выработка у обучающихся
сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в
соответствии со своими возможностями, способностями и учётом рынка
труда. На занятиях обучающиеся познакомятся с востребованными в
Краснодарском крае профессиями и профессиями, которые представлены в
«Атласе новых профессий».
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования Кущёввкий район и всего региона в целом.
1. Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы – естественнонаучная, так как
направлена на формирование научной картины мира и удовлетворение
познавательных интересов учащихся в области естественных наук.
Новизна – заключается в том, что в нее включено большое количество
заданий на развитие логического мышления, памяти и задания
исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический
блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические
задания способствуют развитию у обучающихся творческих способностей,
логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению
создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы,
головоломки, обобщать и делать выводы.
Актуальность программы - данная программа позволяет обучающимся
ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими
за рамки школьной программы. Решение математических задач, связанных с
логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной
деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором
5
реализации данной программы является развитие у обучающихся умений
самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также
совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определенному вопросу.
Образовательная программа включает в себя воспитательную работу,
которая направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения
обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Каждое учебное занятие содержит в себе воспитательный компонент.
Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между педагогами и его
учащимися,
способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на
занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение учащихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной
деятельности и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
занятия через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор;
- включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в объединении, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия.
Педагогическая целесообразность - заключается в том, что в программу
включены условия для повышения мотивации к обучению математики,
развития интеллектуальных возможностей обучающихся. Математика –
учебная дисциплина, развивающая умение логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных
примеров) к общим (решение математических задач).
Также педагогическая целесообразность определена тем, что программа
способствует формированию навыков самостоятельной познавательной и
практической деятельности, а также ранней профориентации формированию
осознанного выбора профессии, что является ключевой задачей в системе
дополнительного образования.
Отличительная особенность - данная программа предполагает
компактное и чёткое изложение теории, решение задач, самостоятельную
работу. При отборе содержания и структурирования программы использованы
общедидактические
принципы,
особенно
принципы
доступности,
преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта
индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и
6
воспитания, практической направленности и посильности. На первых этапах
проведения занятий определена цель - показать обучающимся красоту и
занимательность предмета, Сложность задач нарастает постепенно. Прежде,
чем приступать к решению трудных задач, будет рассмотрено решение более
простых, входящих как составная часть в решение сложных.
Адресат программы - возраст обучающихся, участвующих в
реализации программы - 7-17 лет. В объединение принимаются все дети,
которые проявляют интерес к математике;
Уровень программы – базовый.
Объём программы – 144 часа.
Срок обучения программы - 1 год.
Форма обучения – очная, дистанционная.
Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Особенности организации образовательного процесса.
Условия приёма детей: запись на дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте
«Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края»
https://р23.навигатор.дети/
В случае невозможности продолжения образовательного процесса в силу
объективных причин (в периоды проведения мероприятий по профилактике
гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций, и т.п.),
предусматривается организация образовательного процесса в режиме
удаленного обучения с использованием дистанционных образовательных
технологий:
Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайн-обучение.
Онлайн-обучение:
Видео-консультирование (Сферум)
Офлайн-обучение:
Мессенджер Телеграмм, ВКонтакте;
Электронная почта;
Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия;
Мастер-классы, презентации;
Видео-уроки;
Дистанционные конкурсы
Состав группы – постоянный, но допускается зачисление новых
обучающихся на основании собеседования.
Занятия – по группам, полным составом.
7
Виды занятий – лекции, комбинированные тематические занятия,
занятия–семинары, занятия-практикумы, мастер–классы, самостоятельная
работа, практикумы по решению задач, беседы, практические работы,
взаимообучение, сообщения педагога и обучающегося, итоговые занятия.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы формирование и развитие интеллектуальной
активности, поддержание устойчивого интереса к математике, развитие
логического мышления и математической речи, формирование основ выбора
профессии и профессионального самоопределения в соответствии с личными
возрастными особенностями.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные (предметные):
- выявление и развитие математических способностей, обучение
конкретным математическим знаниям, необходимыми для применения в
практической деятельности, создание фундамента для математического
развития, формирования механизмов мышления, характерных для
математической деятельности.
Личностные:
– формирование общественной активности личности, гражданской
позиции;
- осознание личностного смысла учения и интерес к изучению
математики;
- формирование системы нравственных межличностных отношений,
культуры общения, умения работы в группах через работу над проектами и
работу на занятиях объединения;
- формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту
профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами
выбора профессии.
-. Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности.
- Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали,
национальным устоям и традициям.
Метапредметные:
формирование представлений о математике как части
общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации
и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе
познания
действительности,
создание
условии
для
приобретения
первоначального опыта математического моделирования;
- знакомство обучающихся с востребованными в Краснодарском крае
профессиями и профессиями, которые предоставлены в «Атласе новых
профессий»
8
1.3 Содержание программы
Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Название темы
Вводное занятие.
Математика – это
интересно.
Востребованные
профессии в
Краснодарском крае и
«Атлас новых
профессий»
Удивительный мир
чисел.
Страна занимательных
задач.
Геометрическая мозаика
В мире логики.
Проект в математике.
Итоговая аттестация.
Итого:
Количество часов
учебных занятий
всего
теорети
практи
ческие
ческие
2
2
6
4
2
Формы
аттестации/
контроля
Беседа
18
2
16
Наблюдение, беседа
30
2
28
Наблюдение, беседа
30
38
18
2
2
4
2
-
28
34
16
2
Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа
Контрольная
работа
144
18
126
Содержание учебно-тематического плана:
Тема № 1. Вводное занятие. 2 часа
Теория. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учебном
объединении и программой обучения. Знакомство с детьми. Техника
безопасности.
Тема № 2. Математика – это интересно. 6 часов
Теория. Обучающиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых
выдающихся учёных-математиков и их задачами, с историей развития
математики, узнают о разных системах счисления, о том, как люди научились
считать. Знакомство с востребованными профессиями в Краснодарском крае и
«Атласом новых профессий».
Практика. Игра “Необыкновенное путешествие во времени”.
Тема № 3. Удивительный мир чисел. 18 часов
Теория. Включает в себя: систематизацию сведений о натуральных
числах, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности),
фигурные числа, чтение и обсуждение рассказов о числах - великанах и числах
9
малютках. Запись цифр и чисел у других народов. Беседу о происхождении и
развитии письменной нумерации. Действия с рациональными числам. Приемы
устного счета.
Практика. Решение нестандартных задач на свойства чисел. Конкурс “Кто
больше знает пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа?”
Тема № 4. Страна занимательных задач. 30 часов
Теория. В этот раздел входят задачи на смекалку и сообразительность,
задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические софизмы.
Задачи-шутки, задачи-загадки, математические сказки. Математические
фокусы, быстрый счёт без калькулятора. Способы быстрого сложения,
вычитания, умножения чисел. Частные приемы умножения, деления и
возведения в квадрат чисел.
Практика. Решение задач. Расшифровка и составление числовых ребусов.
Решение кроссвордов. Математическая викторина.
Тема № 5. Геометрическая мозаика. 30 часов
Теория. Геометрия – математическая наука. Презентация «Геометрия
вокруг нас». Геометрические фигуры. Их преображение. Геометрические
фигуры: квадрат, прямоугольник и треугольник, их свойства. Презентация
«Наглядная геометрия». Танграм – древняя китайская головоломка.
Практика. Решение геометрических задач. Решение геометрических задач,
формирующих наблюдательность. Преобразование геометрических фигур на
плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий.
Игры - головоломки: «Танграм», «Пифагор».
Тема № 6. В мире логики. 38 часов
Теория. Математическая логика. Основные понятия логики. Суждения и
умозаключения. Логические задачи. Истинные и ложные высказывания.
Сюжетные логические задачи. Турнирные таблицы. Принцип Дирихле.
Элементы логики высказываний. Теория. Элементы логики высказываний.
Математические софизмы и парадоксы. Элементы комбинаторики, теории
вероятностей и математической статистики. Теория. Комбинаторные задачи.
Перестановки. Сочетания. Размещения. Числовые характеристики случайных
величин.
Практика. Решение логических задач. Решение задач на истинные и
ложные высказывания. Таблицы истинности. Лжецы и рыцари. Деловая игра
«Математика в работе следователя». Решение комбинаторных задач.
Тема №7. Проект в математике. 18 часов
Теория.
1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
10
2. Поисково-исследовательский этап.
Определение источников
информации. Планирование способов сбора и анализа информации. Подготовка
к исследованию и его планирование. Организационно консультационные
занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив,
возникших в ходе выполнения проекта.
3. Оформительский этап. Подготовка к защите проекта.
4. Заключительный этап. Подведение итогов, критерии оценки
выполненной работы
Практика.
1.Определение цели, формулирование задач. Формирование проектных
групп, распределение в них обязанностей. Выдача письменных рекомендаций
участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
2. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов,
результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
3.Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3. Защита проекта. Конструктивный анализ выполненной работы.
Подведение итогов.
Тема 8. Итоговая аттестация. 2 часа
Контрольное занятие.
1.4 Планируемые результаты.
После завершения обучения по данной программе, обучающиеся должны
знать:
- о развитии науки математики в разные исторические периоды;
- о математических открытиях и изобретениях некоторых великих
математиков.
- овладеть приёмами анализа условия задачи и наглядного представления
данных и процессов, исполнения и построения алгоритмов;
- овладеть математической речью, терминологией, используемой при
рассуждении в процессе решения задач.
- использовать математические модели, понимая их роль в текстовых
задачах.
- составлять планы решения конкретных задач и алгоритмы рассуждений
для различных типов задач.
- находить общее в подходах к решению задач в различных видах, по
различным темам.
- научиться работать над созданием проекта;
- у обучающихся сформируется профессиональное самоопределение в
соответствии с возрастными особенностями.
11
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
п/п
1
Дата
эталон факт
14.09
2
15.09
21.09
Тема занятия
Вводное занятие. ТБ
Математика – это
интересно. ТБ
История развития
математики.
Знакомство с жизнью
и деятельностью
великих математиков.
Востребованные
профессии в
Краснодарском крае и
«Атлас новых
профессий»
Воспитательный
компонент занятия
Кол-во
Время
Форма
часов проведени занятия
я
занятия
2 часа по
групповая
2
Место
проведения
ЦТ, Кб.№20
40 минут
6
Формирование
2
познавательных
интересов,
представлений о
современной научной
картине мира,
достижениях
российской и мировой
науки и техники
Ориентация на
2
осознанный выбор
сферы
профессиональных
интересов,
профессиональной
деятельности в
российском
обществе с учётом
личных жизненных
планов,
потребностей семьи,
общества.
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
Примечание
22.09
3
28.09
29.09
5.10
6.10
12.10
13.10
19.10
20.10
26.10
4
27.10
2.11
3.11
9.11
10.11
Решение
нестандартных задач.
Удивительный мир
чисел
Развитие понятия
о числе. Операции над
числами.
2
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
2
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
Быстрый счет.
Тридцать
простых приемов устн
ого счета.
Логические задания с
числами и цифрами .
2
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
6
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
Действия с
рациональными
числами.
8
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
Страна
занимательных
задач
Текстовые задачи на
смекалку и
сообразительность.
День народного
единства (4 ноября)
30
6
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
4
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
Задачи на
перекладывание
спичек. Задачи на
переливания
18
Патриотическое
воспитание.
Формирование
сознания единства с
народом России и
РФ.
13
16.11
17.11
23.11
24.11
30.11
1.12
7.12
8.12
14.12
15.12
5
21.12
22.12
28.12
29.12
11.01
12.01
18.01
19.01
25.01
26.01
1.02
2.02
8.02
Математические
софизмы.
Знакомство с
числовыми ребусами.
Расшифровка и
составление числовых
ребусов.
Кроссворды. Решение
кроссвордов.
4
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
групповая
ЦТ, Кб.№20
6
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
Решение
кроссвордов
Геометрическая
мозаика
Путешествие в страну
Геометрия
Геометрия вокруг нас
2
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
групповая
ЦТ, Кб.№20
групповая
ЦТ, Кб.№20
Тайны
геометрических
фигур.
Геометрические
фигуры. Их
преображение.
День воинской славы
(27 января)
6
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
6
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
10
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
Геометрические
задачи с
практическим
8
30
4
4
Формирование
российского
национального
исторического
сознания на основе
исторического
просвещения, знания
истории России,
сохранения памяти
предков
14
9.02
15.02
содержанием
В мире логики
38
16.02
22.02
Математическая
логика.
4
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
1.03
2.03
9.03
Логические задачи.
Истинные и ложные
высказывания.
«Их красотою
славиться Россия» (8
марта –
Международный
женский день)
6
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
15.03
16.03
22.03
23.03
29.03
30.03
5.04
6.04
13.04
19.04
Логические задачи и
методы их решения
6
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
Элементы логики
высказываний.
Задачи на принцип
Дирихле. Задачи на
доказательство от
противного.
«В космосе так
здорово!» (12 апреля –
День космонавтики)
4
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
групповая
ЦТ, Кб.№20
20.04
Элементы
2 часа по
групповая
ЦТ, Кб.№20
6
Воспитание
заботливого
отношения к маме,
бабушке, девочкам;
развитие осознанного
отношения к семье,
формирование навыка
выражения чувств,
потребности радовать
близких людей
добрыми делами
Воспитание морально- 10
нравственных качеств
личности, уважению к
достижениям
отечественной науки,
людям, которые
внесли свой вклад в
развитие
космонавтики
8
15
26.04
27.04
3.05
7
4.05
10.05
11.05
17.05
18.05
9
24.05
25.05
31.05
1.06
7.06
комбинаторики,
теории вероятностей
40 минут
Проект в
математике
Выбор темы и ее
Сохранение памяти
конкретизация.
о предках, знания
«Наследники
истории России.
Победы»
Поисковоисследовательский
этап.
Оформительский этап.
Подготовка к защите
проекта.
Предзащита проекта
18
Защита проекта
4
Итоговая аттестация
2
Итого
144
2
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
4
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
4
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
4
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
групповая
ЦТ, Кб.№20
групповая
ЦТ, Кб.№20
групповая
ЦТ, Кб.№20
Календарный учебный график (дистанционный режим)
п/п
Дата
эталон факт
Тема занятия
1
Вводное занятие.
2
Математика – это
Воспитательный
компонент занятия
Кол-во
Время
Форма
часов проведения
занятия
занятия
20 минут
Онлайн занятие на
2
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Примечание
6
16
интересно
История развития
математики.
Знакомство с жизнью
и деятельностью
великих математиков.
Востребованные
профессии в
Краснодарском крае и
«Атлас новых
профессий»
Решение
нестандартных задач.
3
4
2
40 минут
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
2
40 минут
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
2
40 минут
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Удивительный мир
чисел
Развитие понятия
о числе. Операции над
числами.
18
2
40 минут
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Быстрый счет.
Тридцать
простых приемов устн
ого счета.
Логические задания с
числами и цифрами .
2
40 минут
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
6
40 минут
Действия с
рациональными
числами.
Страна
занимательных
задач
Текстовые задачи на
8
40 минут
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
30
6
40 минут
Онлайн занятие на
17
5
смекалку и
сообразительность.
Задачи на
перекладывание
спичек. Задачи на
переливания
4
40 минут
Математические
софизмы.
4
40 минут
Знакомство с
числовыми ребусами.
Расшифровка и
составление числовых
ребусов.
Кроссворды. Решение
кроссвордов.
8
40 минут
6
40 минут
Решение
кроссвордов
2
40 минут
Геометрическая
мозаика
Путешествие в страну
Геометрия
30
4
40 минут
Геометрия вокруг нас
4
40 минут
Тайны
геометрических
фигур.
Геометрические
фигуры. Их
6
40 минут
6
40 минут
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
18
6
7
преображение
Геометрические
задачи с
практическим
содержанием
В мире логики
10
40 минут
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
38
Математическая
логика.
4
40 минут
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Логические задачи.
Истинные и ложные
высказывания.
Логические задачи и
методы их решения
6
2 часа по
40 минут
6
40 минут
Элементы логики
высказываний.
4
40 минут
Задачи на принцип
Дирихле. Задачи на
доказательство от
противного.
Элементы
комбинаторики,
теории вероятностей
Проект в
математике
Выбор темы и ее
конкретизация
10
40 минут
8
40 минут
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
2
40 минут
Поисковоисследовательский
этап.
4
40 минут
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
18
19
9
Оформительский этап.
Подготовка к защите
проекта.
Предзащита проекта
4
40 минут
4
40 минут
Защита проекта
4
40 минут
Итоговая аттестация
2
40 минут
Итого
144
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм
20
2.2 Раздел воспитания.
Цель воспитания - развитие личности, самоопределение
и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма,
гражданственности,
уважения
к
памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного
уважения;
бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей
среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в
Российской
Федерации»,
ст.
2,
п.
2)
Задачи:
- развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе,
обсуждении;
- развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности
и окружающего мира;
- формировать у обучающихся отношения к себе как субъекту
профессионального самоопределения и ознакомить учащихся с основами
выбора профессии;
- формировать активную гражданскую позицию, чувство верности
Отечеству;
- формировать познавательные интересы, представления о
современной научной картине мира, достижениях российской и мировой
науки и техники.
Планируемые
формы
и
методы
воспитания.
Основной формой воспитания детей при реализации программы
является проведение бесед, в ходе которых обучающиеся усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение. Получают опыт
деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценности, нравственные ориентации. Участвуют в освоении и
формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации. Практические занятия способствуют усвоению и
применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
В воспитательной деятельности с детьми по программе
используются методы воспитания:
- метод убеждения (индивидуальные и коллективные беседы;
рассказ, разъяснение, дискуссии);
- метод упражнений (многократное повторение действий и
поступков детей в целях образования и закрепления у них необходимых
навыков и привычек поведения: общественные поручения, культмассовая
работа, уборка учебного кабинета, игра);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых,
детей);
- метод одобрения и осуждения (средства метода одобрения: личная
похвала педагога; благодарность в приказе учреждения; помещение
фотографии на доску почёта. Средства метода осуждения: замечания
педагога, устный выговор);
- метод контроля (наблюдение за поведением учащихся,
индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или
общественных поручений, отчеты перед своими товарищами о своей
работе и дисциплине);
- метод переключения в деятельности.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе учреждения в котором
реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа.
Основным методом оценки результативности реализации
программы в части воспитания является педагогическое наблюдение. Оно
заключается в наблюдении за поведением детей, их общением,
отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к
педагогам, к выполнению своих задач по программе.
Организационные условия:
- подбор тематического материала;
- использование простых и сложных средств;
- построение логической последовательности хода и логической
завершенности в соответствии с поставленной целью материала.
- выравнивание и просчёт по продолжительности мероприятия в
соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.
2.3
Календарный план воспитательной работы
№ п/п Название
события
Сроки
мероприятия
Знакомство с жизнью и
сентябрь
1.
2.
3.
4.
5.
6.
деятельностью великих
математиков.
День народного единства (4
ноября)
День воинской славы России
(27 января)
«Их красотою славиться
Россия» (8 марта –
Международный женский день)
«В космосе так здорово!» (12
апреля – День космонавтики)
«Наследники Победы»
Форма
проведения
Групповая, беседа
ноябрь
Групповая, беседа
январь
Групповая, беседа
март
Групповая, беседа
апрель
Групповая, беседа
май
Групповая, беседа
22
2.4 Условия реализации программы:
- требуемое количество учебного времени;
- помещение для проведения занятий;
- наличие дидактических материалов для индивидуальных занятий;
- методические пособия по математике;
- методическая литература.
2.5 Формы аттестации
1. Итоговая аттестация:
- форма итоговой аттестации - контрольная работа.
- форма фиксации результатов обучения - контрольный лист с результатами в
виде: зачет «+», либо незачет «-».
2.6 Оценочные материалы – пакет диагностических методик.
1. Предварительная (входная) диагностика.
Цель проведения: проверка соответствия качеств начального состояния,
опрашиваемого перед работой, степень его готовности к работе. Определение
необходимых для обучения по программе свойств и качеств обучаемого, и
также
определение его ожиданий от обучения и его потребностей.
Определение начальных исследовательских способностей.
Методы проведения.
Для того чтобы правильно определить выбор направления деятельности,
изучить потребности и ожидания детей можно применять: тесты,
собеседование. Для определения знаний, умений и навыков – карты задания,
опрос: устный - интервью, беседа, письменный - анкета, вопросник.
2. Итоговая диагностика.
Цель проведения: проверка результатов обучения после завершения
обучения.
Методы проведения: контрольное занятие.
2.7 Методические материалы.
1. Педагогические технологии, методы, приемы и формы
организации образовательного процесса.
При реализации программы используются следующие педагогические
технологии:
- Информационно – коммуникационные технологии.
- Проектные технологии.
- Технология проблемного обучения.
- Игровые технологии.
Формы организации занятий.
Программа предусматривает применение различных форм работы:
индивидуальной (при выполнении самостоятельной работы), в парах (при
выполнении лабораторной работы), в малых группах (например, при
осуществлении поиска алгоритма решения предложенной задачи).
Работа в парах также осуществляется при подготовке к защите проектных
работ.
Возможно и индивидуальное выполнение исследования.
Примерная структура занятий.
Занятия включают теоретическую и практическую части, обучающиеся
знакомятся с новыми понятиями, происходит актуализация материала,
изученного ранее, расширение математических знаний.
Методы работы на занятии.
1. Практическая работа. Практический метод способствует углублению
знаний и оттачиванию навыков, стимулированию познавательной деятельности
и решению задач контролирующего и коррекционного характера.
2. Метод моделирования. Моделирование представляет собой
исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем
построения и изучения их моделей, а также использование моделей для
определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов.
Моделирование – это один из важнейших методов научного познания, с
помощью которого создается модель (условный образ) объекта исследования.
Сущность метода математического моделирования заключается в том, что
взаимосвязь исследуемых явлений и факторов передается в форме конкретных
математических уравнений.
3. Работа с книгой. Работа с книгой (учебным материалом для чтения)
применяется для ознакомления учащихся со структурой пособия, его беглого
просмотра, прочтения отдельных элементов, изучения информации, поиска
ответов на какие-либо вопросы, записи наиболее важных отрывков,
выполнения заданий и тестов, решения задач и примеров и заучивания
учебного материала. При необходимости работа с книгой может быть
модифицирована. Наиболее важными факторами эффективности работы с
книгой являются: навык свободного чтения и способность к пониманию
узнанного, способность определять главное и второстепенное, навык
конспектирования, построения логических и структурных схем, а также
самостоятельного подбора литературы по рассматриваемой теме. На занятиях
применяются такие виды работы с книгой как изучение книги под контролем
педагога, изучение книги самостоятельно на дому для того чтобы закрепить
полученные на занятии знания или же расширить их подготовить материал для
выступления.
4.
Исследовательский
метод,
когда
учащимся
предлагается
познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для
этого необходимые методы и пользуясь помощью педагога (осуществление
самостоятельного решения задачи, выполнение лабораторной работы, работа
над проектом).
Очень важно научить детей видеть многочисленные возможности
применения абстрактных и, казалось бы, далеких от жизни математических
24
элементов, законов и идей в самых разнообразных областях деятельности.
Творческие способности, как любые другие, требуют постоянно упражнения,
постоянной тренировки. И каждая самостоятельно решенная задача, каждое
самостоятельно преодоленное затруднение формирует характер и обостряет
творческие способности.
Разнообразный дидактический материал даёт возможность отбирать
дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень
сложности задач варьируется от простых до олимпиадных. Все занятия
направлены на развитие интереса обучающихся к предмету, на расширение
представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Для обучающихся, которые пока не проявляют заметной склонности к
математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к математике
и вызвать желание узнать больше. В обучении должна присутствовать новизна,
импровизация, какая-то альтернатива занятию. Именно эвристический метод (а
в частности метод исследований) решения задач гарантирует, что на занятиях
будет интересно. Обучающиеся смогут обсуждать задачи разного уровня, в т.ч.
и олимпиадные. При проектировании исследовательской деятельности
обучающихся в качестве основы берется модель и методология исследования,
разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий:
Постановка проблемы;
Изучение теории, посвященной данной проблематике;
Подбор методик исследования и практическое овладение ими;
Сбор собственного материала;
Его анализ и обобщение;
Собственные выводы».
Умение сопоставлять различные способы позволит ребенку не только
анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь
повлияет на формирование самостоятельности, овладение навыками
самообразования. Развитие умения планировать, ставить задачи находится в
прямой зависимости от мотивации. При ее выявлении полезен метод интервью,
в основе которого лежит непосредственное общение учащегося с педагогом.
Необходимо раскрывать взаимосвязь математики с другими науками;
рассматривать математику как вычислительный аппарат, орудие для изучения
окружающего мира во всех его проявлениях, во всем его многообразии. Часто
случается так, что удачно проведенное сегодня занятие завтра требует совсем
новых подходов, поскольку психологическая атмосфера в группе по тем или
иным причинам изменилась, стала другой и требует нового подхода, чтобы
сохранить рабочую обстановку. Нужно каждый раз добиваться того, чтобы все
дети, занимающиеся с интересом, следили за постановкой проблемы,
участвовали в ее обсуждении и все свое внимание устремляли на познание
нового, стремились подняться на следующую ступень знания.
Основные методы профориентации.
- лекционный метод передачи знаний;
- психодиагностические методы исследования личности;
25
- методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод
обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа
конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
26
3. Список литературы.
1. Е.И. Соломатина «Логические игры, игры для развития математических
способностей». -ООО Издательство «Эксмо», 2013г,-80с. Москва
2. Я. И. Перельман «Занимательная математика». -М: Центрполиграф.2014. –
219(5) с.- (Азбука науки для юных гениев).
3.Летняя математическая школа: теория, задания, математические бои,
олимпиады. Под редакцией, Ф.Ф.Лысенко, С.О.Иванова. -Ростов-наДону.Легион2013-288с.- (Серия «Готовимся к олимпиаде»)
4
Интернет ресурсы.
1.
2.
3.
4.
5.
http://ped-kopilka.ru/
https://infourok.ru/
http://www.potehechas.ru/zadachi/zadachi_6.shtml
https://newtonew.com/test/10-logic-tasks-test
https://logiclike.com/blog/reshaem-logicheskie-zadachi/kak-reshatlogicheskie-zadachi
6. https://zaochnik.ru/blog/kak-bystro-schitat-v-ume-priemy-ustnogo-schetabolshix-chisel/
27
Приложение № 1
Итоговая аттестация в объединении «Страна математики».
Дата проведения ______________
Группа ____
Формы проведения: контрольный урок.
Уровень оценки: зачет «+», не зачет «-»
Темы для аттестации:
1. Решение задач на смекалку.
2. Решение геометрических задач.
3. Решение логических задач.
Результаты: контрольный лист
№
1
2
3
4
…
ФИО
1
2
3
Вывод: по результатам итоговой аттестации можно сделать вывод, что
дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Страна
математики» обучающиеся (усвоили успешно, не усвоили).
Педагог дополнительного образования __________ Н.А. Лысенко
28