УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2025г.
Протокол № 1
Утверждаю
И.о. директора МБОУ ДО ЦТ
__________/Е.С. Миндрина/
Пр. № 137 от 08.09.2025г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Ералаш (театр)
»
(указывается наименование программы)
Уровень программы: базовый
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 1 год: 216 часов
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 7 до 15 лет
Состав группы: до 15 детей
Форма обучения: очная, дистанционная
Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 50571
Автор-составитель:
Афанасьева Светлана Павловна педагог дополнительного образования
(указать ФИО и должность разработчика)
с. Красное, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
Нормативно-правовая база……………………………………………..3
I раздел. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка………………. ………………………...…….....…4-7
1.2 Цели и задачи программы…………………………………..………….….7-8
1.3 Содержание программы……………………………………………….…..8-12
1.4 Планируемые результаты………………………………………………..12-13
II раздел. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график……………………………..…..………..14-20
2.2 Раздел воспитания……………………………………………………......21-22
2.3 Условия реализации программы…………………………….….…………..23
2.4 Формы аттестации…………………………………………………………...23
2.5 Оценочные материалы………………………………….…..……………….23
2.6 Методические материалы……………………………………..……...…23-25
3. Список литературы…………………………………………………………...26
Приложения…………………………………………………………………..27-31
2
Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной
Думой 21.12.2013;
2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждённая распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р;
4. Национальный проект «Молодежь и дети» от 01.04.2024г.
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо
Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242;
6. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных программ
с применением дистанционных образовательных технологий, письмо
Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04;
7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего одной
из национальных целей развития Российской Федерации предоставление
возможности для самореализации и развития талантов;
8. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
9. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391
от 05.08.2020 (ред. от 22.02.2023г.) «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
11. Методические рекомендации Регионального модельного центра
дополнительного образования детей Краснодарского края по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, 2024г.
12. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (гл.VI);
13. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодёжи»;
3
14. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования Центр творчества.
Введение.
Театр, в котором играют дети, как и большинство культурных явлений,
уходит своими корнямипо своей сущности в первобытную культуру.
Несомненная польза театра для детей заключается:
- в развитии личности ребенка;
- театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е.
помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство
партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие
качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей
социальной средой;
-театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образнотворческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в
области текста, и в области компоновки пространства, и в области
музыкального оформления;
-театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с
удовольствием и более осмысленно, чем раньше;
-при использовании метода драматизации на занятиях по любым
предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким
причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того,
пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает
информацию, чем слух в отдельности. Попытаться раскрыть талант ребёнка и
воспитать разностороннюю личность – является одной из основных задач
объединения «Ералаш».
Социальная и экономическая сферы – это две важнейшие области
развития общества. Развитие сферы образования должно быть ориентировано
на повышение доступности и качества образования, подготовку
квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования,
способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень
своей квалификации, использовать свои знания, навыки и компетенции,
полученные в процессе обучения. Дополнительное образование
рассматривается как фактор влияния на социально-экономическое развитие:
позволяет быть в курсе современных достижений научно-технического
прогресса,
развивать
инновационную
деятельность,
повышать
конкурентоспособность, сберегать и развивать социокультурный потенциал
страны.
Дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы позволяют не только наиболее полно обеспечит право ребёнка на
развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых
происходит личностное и профессиональное самоопределение, но и
4
способствует улучшению социальной и экономической обстановки в
муниципалитете, в регионе и государстве.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования Кущёвкий район и всего региона в целом, в
соответствии
со
стратегией
социально-экономического
развития
муниципального образования Кущевский район, утвержденной Решением
совета муниципального образования Кущевский район от 16 декабря 2020
года.
1.
Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы – художественная.
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений
художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту
поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие
индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.
Педагогическая целесообразность программы – это комплекс занятий
художественной направленности, каждое из которых призвано повышать
уровень образования детей и тем самым заложить основу общего культурного
развития. В программе собран и систематизирован интересный материал,
который в первую очередь необходим при получении основных умений и
навыков в актёрском мастерстве, исполнительстве, искусстве словесного
действия и сценической речи, сценическом движении и пластике.
Образовательная программа включает в себя воспитательную работу,
которая направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения
обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Каждое учебное занятие содержит в себе воспитательный компонент.
Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает
следующее:
• установление доверительных отношений между педагогами и его
учащимися, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на
занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение учащихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной
деятельности и самоорганизации;
5
• использование воспитательных возможностей содержания учебного
занятия через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор;
• включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в объединении, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия.
Актуальность программы. Программа включает: базовые упражнения,
работу по развитию внимания, памяти, воображения, изучение
психофизического действия, работу над созданием сценического образа. Но
прежде всего – это развитие психофизического аппарата будущего актёра.
Программа направлена на то, чтобы учащийся часто находился на
сценической площадке, репетируя, тренируясь, играя роли, то есть занимался
актерской работой, из которой он получает значительный опыт.
Используя на занятиях театральной деятельностью музыку,
изобразительное искусство, литературу решаются сразу ряд проблем,
предоставляя в наш педагогический арсенал:
1. Принцип синтеза различных видов искусств.
2. Режиссуру построения игровой ситуации, в которой возможно
подключение собственного опыта ребёнка.
3. Технологию развития воображения на основе игрового
ассоциативного тренинга.
Новизна программы единство речи, игры и движения – универсальное
средство эмоционального ифизического развития, нравственного и
художественного воспитания детей,формирующее внутренний мир человека.
Данная программа ставит перед собой задачи ввоспитании начинающих
чтецов, артистов, а также решает проблемыгармоничного всестороннего
развития личности. Также программа дает возможность привести к
внутреннему перевоплощению личности каждого обучающегося вличность
творческую, активную, социально одаренную.
Дополнительные занятия в атмосфере театрального творчества формируют и
развивают коммуникативную культуру обучающихся, их игровую культуру,
формируют его систему ценностей в обществе.
Работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребёнок осознаёт свою
значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли,
воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо
поручений, обязанностей.
Наряду
с
этим
неоспоримо
важными
компетентностями
дополнительные занятия в театральном объединении формируют устную речь,
6
развивают её выразительные и интонационные возможности – в общем,
формируют культуру устной и сценической речи, развивают память,
формируют художественный вкус ребёнка, в целом обогащают его жизнь
новыми яркими ощущениями. Также для развития речи, воображения и
фантазии используются перчаточные куклы.
Программа может реализовываться в сетевой и комбинированной
форме, используя площади и ресурсы образовательных организаций и
учреждений культуры. Организация-участник принимает участие в
реализации программы, предоставляя ресурсы для осуществления
образовательной деятельности по программе.
В этом случае с организацией-участником заключается Договор о
сетевом взаимодействии и сотрудничестве между организациями
(Приложение 3).
Формируемые компетенции:
Ценностно-смысловые: обогащение эстетического вкуса;
Общекультурные: повышение общего культурного уровня;
Учебно-познавательные: расширение знаний о театральном искусстве,
усвоить, что поведение – основной материал актёрского мастерства;
Коммуникативные: уметь взаимодействовать с другими людьми;
Социально-трудовые: воспитание трудолюбия, целеустремлённости,
ответственности, требовательности к себе.
Особенности организации образовательного процесса - Возможна
реализация программы с применением дистанционных технологий: Онлайнобучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайн-обучение.
Онлайн-обучение:
• Видеоконференция на платформе Сферум;
• Чат (онлайн-консультация);
• Видео-консультирование.
Офлайн-обучение:
• Мессенджер Телеграмм, Сферум;
• Электронная почта;
• Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия;
• Мастер-классы, презентации.
• Видео-уроки
• Дистанционные конкурсы
Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте 715 лет, интересующихся театральным искусством и актёрским мастерством,
желающих проявить себя на сцене.
В составе группы могут обучаться дети с особыми
образовательными потребностями: дети с ограниченными возможностями
7
здоровья, дети-инвалиды, талантливые (одарённые) дети, дети, находящиеся в
трудной жизненной ситуации, если для их обучения не требуется создания
специальных условий.
В программе предусмотрена возможность занятий по
индивидуальной образовательной траектории (индивидуальный учебный
план) для детей с особыми образовательными потребностями (Приложение 2).
Работа по индивидуальным образовательным траекториям включает в
себя следующие этапы:
- диагностика уровня развития и интересов ребёнка;
- определение цели и задач, видов деятельности;
- определение времени;
- разработка учебно-тематического плана;
- разработка содержания, формы работы и оценивания знаний.
Объём программы. Количество часов, необходимых для реализации
программы – 216.
Форма обучения – очная, дистанционная.
Форма работы – групповая.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, с
перерывом между занятиями 10 минут.
В дистанционном режиме: занятия проводятся 2 раза в неделю: дети с 6
до 11 лет – 20 минут занятие, с 12 до 18 лет – 30 минут занятие.
Состав группы – постоянный, но допускается зачисление новых
обучающихся по результатам собеседования.
Форма
организации
образовательного
процесса.
Беседа,
миниспектакли, кукольные спектакли, этюды, проигрывание ситуаций,
тренинги и упражнения, просмотр и анализ, рефлексия.
1.2 Цели и задачи программы.
Цель программы – создание условий для формирования
самостоятельной, творческой личности, готовой к самореализации
посредством актерского мастерства.
Задачи программы:
предметные:
- Совершенствовать у обучающихся знания и навыки по основам
актёрского мастерства;
- Расширить знания актёрского и речевого тренинга;
- Совершенствовать умения владеть своим телом, голосом и речевым
аппаратом, освобождаться от мышечного зажима, развить пластические
8
способности, преодолевать страх перед публичным «одиночеством»,
путёмосвоения основ актёрского мастерства;
- Совершенствовать навык координации мышц дыхательной системы и
мышц внешней и внутренней артикуляции, путём освоения речевого и
актерского тренинга.
личностные:
- Способствовать формированию у обучающихся нравственного
отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к его явлениям;
- Способствовать воспитанию культуры общения в коллективе,
внимательного и ответственного отношения к работе;
- Способствовать формированию ценностных критериев отбора
жизненных и художественных ценностей и ориентиров;
- Способствовать воспитанию черт характера творческой личности:
уверенность в себе (в своих силах и способностях), целеустремлённость,
решимость(преодоление собственных страхов), дисциплина, мотивация,
способность к критическому анализу, нестандартность и независимость
мышления, концентрация внимания, образное мышление, наблюдательность,
фантазия и воображение, чувство юмора, гибкость ума.
метапредметные:
- Способствовать формированию у обучающихся навыков саморазвития
и самовоспитания, готовности и способности к самостоятельной творческой
деятельности;
Способствовать
развитию
творческой
индивидуальности
обучающегося;
- Способствовать развитию у обучающегося устойчивой мотивации к
занятиям актерским мастерством;
- Способствовать профессиональному самоопределению обучающихся;
1.3 Содержание программы.
Учебный план
№
п/п
Название раздела, темы
1. Вводное занятие.
2. Этюды.
3. Сценические движения
Количество часов
Всего Теори Прак Конт
я
тика роль
1
0,5
0,5
29
7
22
34
7
9
28
-
Форма/конт
роля
аттестации
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
4. Сценическое общение.
26
6
20
-
5. Сценический образ.
22
5
18
-
6. Сценический голос.
22
5
18
7. Импровизация.
24
5
18
8. Репетиция и показ
спектакля.
9. Итоговая аттестация.
56
6
50
2
-
-
2
10. ИТОГО:
216
42
172
2
-
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Контрольное
занятие
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. «Вводное занятие» (1 час).
Теория (0,5 часа): знакомство с программой, правилами занятий и
отношений
в
коллективе.
Объяснение
основных
этапов
овладениямастерством. Объяснение техники безопасности на занятиях.
Практика (0,5 часа): Творческое задание на определение
психофизического состояния учащихся, ихприродного творческого
потенциала.
Раздел 2. «Этюды» (29 часов)
Теория (7 часов)
-Этюд как отдельное театральное произведение.
-Разнообразие этюдов и их отличительные черты.
-Комический этюд, как особый вид деятельности.
-Отличительные особенности группового этюда.
-Основные понятия: этюд, элементы драматургической кривой, тема, идея,
конфликт, комический этюд.
-Создание этюдов на органическое молчание.
Практика (22 часа)
-Создание этюдов по темам основных элементов психофизического
актёрского тренинга.
-Создание комических этюдов.
-Создание индивидуальных этюдов.
-Создание групповых этюдов с несколькими конфликтными линиями.
Раздел 3. «Сценические движения» (34 часа).
Теория (7 часов)
-Сценическое движение – важнейшее составляющее внешней техники актёра.
10
-Движение
–
основа
активного
и
интересного
действия,
отличительныеособенности двигательных навыков актёра от жизненных.
-Движение – какотражение внутреннего переживания.
-Основные понятия: движение, активное и пассивное действие,
переживание,приспособление, пластика, жест, пантомима, наигрыш,
автоматизм, гротеск,
привычка, мимика.
Практика (27 часов)
-Упражнения на отработку простых двигательных навыков.
-Упражнения на отработку сложных двигательных навыков.
-Упражнения на выработку пластичности и выразительности движений
(«Рукикрылья», «Стена», «Волна»).
-Упражнения на поиск «приспособлений» через «переживание» («Давно
невиделись», «От чувства к действию»).
-Упражнения на ощущение темпа и ритма в движении.
-Упражнения на отработку элементов пантомимы (жесты и мимику).
-Упражнения
на
отработку
комических
элементов
движения
(падение,столкновение, пощёчина, удар, спотыкание).
-Упражнения на иллюстративные движения.
Раздел 4. «Сценическое общение» (26 часов).
Теория (6 часов)
- общение как неотъемлемый элемент актёрской игры, отличия
общения с живымобъектом от общения с воображаемым,
неодушевлённым;
- виды общения (самим с собой, с партнёром, с публикой, с мнимым
объектом);
- органический процесс общения;
- способы общения (вербальный и невербальный);
-основные
понятия:
сценическое
общение,
восприятие,
взаимодействие,приспособление, пристройка, оценка факта;
Практика (20 часов)
-упражнения на развитие органического процесса общения
(«Обрати на менявнимание»);
-упражнения на отработку навыков общения с несуществующими
инеодушевлёнными предметами («Воспоминание», «Приведение»);
-упражнения на выработку отношения к объекту и оценку факта;
-упражнения на невербальное общение;
-упражнения на словесное общение;
- упражнение на выработку навыков целесообразности и логики в
общении сэлементами импровизации;
- упражнения на выработку навыков целесообразного, правдивого
и логическогообщения исходя из «если бы…»;
11
Раздел 5. «Сценический образ» (22 часа).
Теория (5 часов)
- Сценический образ в работе актёра;
- этапы создания сценического образа;
- содержание сценического образа;
- целостность сценического образа (внутренняя и внешняя характерность);
- атмосфера общая (окружающая) и «Я» актёра;
- особенности создания образа;
-основные понятия: сценический образ, содержание, символика,
атмосфера,характерность, перевоплощение, артистизм;
Практика (17 часов)
- упражнения на «внешнюю характерность» (привычки, походка, мимика,
жестикуляция, общая пластика, голос и голосовые дефекты, возрастные
особенности);
-упражнения
на
«внутреннюю
характерность»
(переживания,
чувствования,эмоциональность, характер, темперамент);
-упражнения на поиск и выработку психофизические особенностей
персонажа;
Раздел 6. «Сценический голос» (22 часа).
Теория (5 часов)
- особенности и приёмы работы над чистоговорками
- особенности и приёмы работы над скороговорками
- особенности работы над техниками дыхания
Практика (17 часов)
- упражнения на выработку навыка «правильного» дыхания,
упражнения нафиксированный вдох, упражнения на плавный выдох,
упражнения надиафрагмальное дыхание («У моря», «Воздушный футбол»,
«Воздушный удар»…);
- Дыхательная разминка;
- Артикуляционная гимнастика – упражнения на губы, щёки, язык,
нижнюючелюсть, верхнее нёбо, глотку;
- Упражнения на развитие дикции – проговаривание отдельных звуков
извукообразований,
произношение
слогов
и
слогообразований,
проговариваниескороговорок и чистоговорок;
- упражнения на распределение дыхания во время активных действий
(движений,выполнении трюков);
- упражнения на правильное распределение дыхания в речевом жанре.
Раздел 7. «Импровизация» (24 часа)
Теория (5 часов)
- понятие импровизация
12
- виды импровизации
- игровая импровизация
- мозговой штурм
Практика (19 часов)
- этюды на импровизацию (индивидуальные, парные, групповые);
- упражнения на вербальную и невербальную импровизацию;
- упражнения на выработку ассоциаций.
Раздел 8. «Репетиция и показ спектакля» (56 часов)
Теория (6 часов)
-Выбор пьесы. Обсуждение авторского замысла. Трактовка режиссера.
-Сюжет, фабула, кульминация – составляющие пьесы.
-Подробный анализ пьесы/сценки/- от события к событию. Раздача ролей.
Практика (50 часов)
-читка по ролям. Взаимоотношения героев /партнеров/. Ситуативно-ролевое
общение.
-Создание образа: походка, пластика, речь, мимика, грим, костюм. Этюды на
память физических действий.
- Монолог. Работа над ролью и анализ.
-Диалог. Работа над ролью.
-Работа над ролью – главный герой пьесы (рассказа).
-Работа над сценкой. Анализ репетиции.
-Генеральные репетиции для выступления перед зрителями.
Раздел 9. «Итоговая аттестация» (2 часа)
Выступление перед зрителем. Разбор выступления.
1.4 Планируемые результаты.
После окончания обучения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Ералаш»
обучающиеся
будут
демонстрировать следующие результаты:
Личностные:
- нравственное отношение к окружающему миру, чувство
сопричастности к его явлениям;
- правильная культура общения в коллективе, внимательное и
ответственное отношение к работе;
- определение критериев отбора жизненных и художественных
ценностей и ориентиров;
- укрепление черт характера творческой личности, а именно:
уверенность в себе, в своих силах и способностях, целеустремлённость,
решимость (преодоление собственных страхов), дисциплина, мотивация,
способность к критическому анализу, нестандартность и независимость
13
мышления, концентрация внимания, образное мышление, наблюдательность,
фантазия и воображение, чувство юмора, гибкость ума.
Метапредметные:
- формирование у обучающихся навыков саморазвития и самовоспитания,
готовности и способности к самостоятельной творческой деятельности;
- развитие творческой индивидуальности обучающегося;
- развитие у обучающегося устойчивой мотивации к занятиям актерским
мастерством.
Предметные: по окончанию освоения программы обучающиеся будут
знать:
- технику безопасности при выполнении некоторых упражнений на
мускульную свободу;
- технику безопасности при выполнении некоторых упражнений
артикуляционной и дикционной разминки;
- технику безопасности при выполнении некоторых упражнений на развитие
дыхательной системы;
- виды и техники дыхательной разминки;
- понятия: импровизация, сценическое общение, пристройка, сценический
образ, внешняя и внутренняя характерность, атмосфера, этюд, конфликт,
пантомима;
- индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои
достоинства;
- комплекс упражнений речевого тренинга (артикуляционной и дикционной
гимнастики);
- 15-20 скороговорок;
- 1-2 техники дыхательной разминки;
- 3-5 упражнений техники снятия психоэмоционального зажима;
- комплекс упражнений по технике снятия мышечного зажима;
- основные элементы драматургической кривой.
уметь:
- выполнять дыхательную, дикционную и артикуляционную гимнастику;
- выполнять разминку, подготовить своё тело к работе;
- владеть навыками «правильного» дыхания;
- самостоятельно строить этюд по законам драматургической кривой;
- управлять своим вниманием и концентрировать его на объекте
(партнёре);
- оценивать свою работу и работу других;
- выражать эмоциональное состояние через пластическое воплощение;
- выполнять сложные беспредметные двигательные навыки по памяти
физического действия;
- составлять выполнять связки из 5-7элементов по сценическому движению
- выполнять упражнения актёрского тренинга под руководством педагога;
-выполнять упражнения по речевому тренингу под руководством педагога;
- строить связный рассказ на заданную тему.
14
2.Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
№
п/п
Дата
план факт
Тема занятия
Время
проведен
ия
занятия
2 часа по
40 минут
Место
проведе
ния
занятия
ЦТ Каб.
№3
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
6
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
6
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
6
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
ЦТ Каб.
№3
групповая
2часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
ЦТ Каб.
№3
групповая
6
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
2
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
6
2часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
6
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
Колво
часов
1.
Вводное занятие.
1
2.
Этюды
Разнообразие этюдов
и их отличительные
черты
создание этюдов по
темам основных
элементов
психофизического
актёрского тренинга
этюд на
взаимодействие с
партнером
этюд на свободную
тему
этюд на внимание
29
1
создание комических
этюдов
создание групповых
этюдов с несколькими
конфликтными
линиями
Сценические
движения
основные понятия:
движение, активное и
пассивное действие,
переживание,
приспособление,
пластика, жест,
пантомима, наигрыш,
автоматизм, гротеск,
привычка, мимика
упражнения на
отработку простых
двигательных навыков
упражнения на
отработку сложных
двигательных навыков
упражнения на
выработку
пластичности и
4
4.
2
4
Форма
проведени
я занятия
групповая
групповая
групповая
34
Приме
чание
выразительности
движений
упражнения на
ощущения темпоритма в движении
упражнения на
отработку комических
элементов движения
(падение,
столкновение,
пощёчина, удар,
спотыкание)
упражнения на поиск
«приспособлений»
через «переживание»
упражнения на
иллюстративные
движения
Сценическое
общение
виды общения (самим
с собой, с партнёром, с
публикой, с мнимым
объектом)
способы общения
(вербальный и
невербальный)
упражнения на
отработку навыков
общения с
несуществующими и
неодушевлёнными
предметами
упражнения на
выработку отношения
к объекту и оценку
факта
упражнение на
выработку навыков
целесообразности и
логики в общении с
элементами
импровизации
упражнения на
выработку навыков
целесообразного,
правдивого и
логического
общения исходя из
«если бы…»
2
2часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
6
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
2
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
4
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
6
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
2
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
2
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
2
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
4
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
4
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
26
16
упражнения на
невербальное общение
упражнения на
словесное общение
Сценический образ
Сценический образ в
работе актёра, этапы
создания сценического
образа
Основные понятия:
сценический образ,
содержание,
символика, атмосфера,
характерность,
перевоплощение,
артистизм
упражнения на
«внешнюю
характерность»
(привычки, походка,
мимика,
жестикуляция, общая
пластика, голос и
голосовые дефекты,
возрастные
особенности)
упражнения на
«внутреннюю
характерность»
(переживания,
чувствования,
эмоциональность,
характер,
темперамент)
упражнения на поиск
и выработку
психофизические
особенностей
персонажа
Сценический голос
особенности и приёмы
работы над
чистоговорками и
скороговорками
особенности работы
над техниками
дыхания
упражнения на
выработку навыка
«правильного»
2
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
ЦТ Каб.
№3
групповая
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
2
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
6
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
6
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
6
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
2
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
4
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
4
22
2
22
2
17
дыхания, упражнения
на
фиксированный вдох,
упражнения на
плавный выдох,
упражнения на
диафрагмальное
дыхание
Артикуляционная
гимнастика –
упражнения на губы,
щёки, язык, нижнюю
челюсть, верхнее
нёбо, глотку
Упражнения на
развитие дикции –
проговаривание
отдельных звуков и
звукообразований,
произношение слогов
и слогообразований,
проговаривание
скороговорок и
чистоговорок
упражнения на
распределение
дыхания во время
активных действий
упражнения на
правильное
распределение
дыхания в речевом
жанре
Импровизация
Понятие
импровизация, виды
импровизации,
игровая
импровизация,
мозговой штурм
этюды на
импровизацию
(индивидуальные,
парные, групповые)
Репетиции и показ
одноактного
спектакля
Выбор пьесы.
Обсуждение
авторского замысла
2
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
6
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
2
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
4
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
групповая
24
4
20
56
4
18
Раздача ролей. Читка
по ролям
Работа над ролью
6
14
Постановочная работа
28
Генеральная
репетиция
Итоговая аттестация
4
2
2.2.
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
ЦТ Каб.
№3
ЦТ Каб.
№3
ЦТ Каб.
№3
ЦТ Каб.
№3
Актовый
зал
групповая
групповая
групповая
групповая
групповая
Контро
льное
заняти
е
Раздел воспитания
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
Основной
целью
воспитания
является
развитие
личности,
самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к театральному искусству;
- развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе, обсуждении;
- развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и
окружающего мира;
- формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту
профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами
выбора профессии;
- формировать активную гражданскую позицию, чувство верности Отечеству.
Планируемые
формы
и
методы
воспитания.
Основной формой воспитания детей при реализации программы
является проведение бесед, в ходе которых обучающиеся усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение. Получают опыт
деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценности, нравственные ориентации. Участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Практические занятия (участие в конкурсах, выставках) способствуют
усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
19
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (индивидуальные и коллективные беседы; рассказ,
разъяснение, дискуссии);
- метод упражнений (многократное повторение действий и поступков
детей в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и
привычек поведения: общественные поручения, культмассовая работа, уборка
учебного кабинета, игра);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
- метод одобрения и осуждения (средства метода одобрения: личная
похвала педагога; благодарность в приказе учреждения; помещение
фотографии на доску почёта. Средства метода осуждения: замечания педагога,
устный выговор);
- метод контроля (наблюдение за поведением учащихся,
индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или
общественных поручений, отчеты перед своими товарищами о своей работе и
дисциплине);
- метод переключения в деятельности.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе учреждения в котором
реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа.
Основным методом оценки результативности реализации программы в
части воспитания является педагогическое наблюдение. Оно заключается в
наблюдении за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих задач
по программе.
Организационные условия:
- подбор тематического материала;
- использование простых и сложных средств;
- построение логической последовательности хода и логической
завершенности в соответствии с поставленной целью материала.
- выравнивание и просчёт по продолжительности мероприятия в соответствии
с возрастом воспитанников, местом проведения.
Календарный план воспитательной работы.
№
п/п
1.
Название события
мероприятия
Техника безопасности
Сроки
Сентябрь
20
Форма
Направление
проведения
Групповая, Формирование
сознания ценности
беседа
жизни, здоровья и
безопасности, значения
личных усилий в
2.
Привычки – плохие и хорошие.
Октябрь
Групповая,
беседа
3.
Юмор в жизни человека.
Ноябрь
Групповая,
беседа
4.
Внимание – основа
безопасности дорожного
движения.
Декабрь
Групповая,
беседа
5.
Православные праздники.
Январь
Групповая,
беседа
6.
Правила мирного
существования в коллективе.
Февраль
Групповая,
беседа
7.
Жизнь – это бесценный дар.
Март
21
сохранении и
укреплении здоровья
(своего и других
людей), соблюдения
правил личной и
общественной
безопасности, в том
числе в
информационной среде
Создание ценности
жизни, здоровья,
значения личных
усилий в сохранении и
укреплении своего
здоровья.
Формирование
социальных норм и
ценностей, показать
целесообразность и
необходимость чувства
юмора в различных
жизненных ситуациях
на основе актуализации
опыта учащихся
Формирование
сознания ценности
жизни, соблюдения
правил личной и
общественной
безопасности, в том
числе на дороге
Приобретение
культурологических
знаний, необходимых
для разностороннего
развития детей,
воспитания и развития
духовно-нравственных
ценностей личности.
Формирование
нравственных качеств,
таких как умение
общаться в коллективе,
дружить и беречь
дружбу, уважать друг
друга и относиться с
пониманием.
Формирование
ценностного отношения
детей к жизни,
воспитание
способности
8.
Казачество.
Апрель
9.
О здоровом и правильном
питании
Май
воспринимать мир с
любовью и радоваться
жизни.
Формирование
патриотических и
духовно-нравственных
качеств. Знакомство с
традиционной
культурой кубанского
казачества
Установка на здоровый
образ жизни, на
физическое
совершенствование с
учётом своих
возможностей и
здоровья.
2.3 Условия реализации программы
1. Кабинет для занятий.
2. Сцена для репетиционных занятий.
3. Ноутбук, проектор, экран.
4. Музыкальные фонограммы, видеозаписи.
5. Реквизит для создания костюмов, образов.
6. Перчаточные куклы.
Кадровое
обеспечение:
программу
реализуют
педагоги
дополнительного образования, имеющие соответствующий уровень
квалификации по профилю (направлению) деятельности.
2.4 Формы аттестации.
Основными формами подведения итогов по программе является
текущий контроль и проведение итоговой аттестации обучающихся.
Текущий контроль осуществляется в форме беседы, наблюдения и
выполнения практических заданий в течение всего времени реализации
образовательной программы.
Итоговая аттестация проводится по окончанию изучения программы
в конце учебного года в форме постановки спектакля.
2.5 Оценочные материалы.
Беседа, наблюдение, выполнение практических заданий.
Результаты обучения прослеживаются в творческих достижениях
(грамоты, дипломы) обучающихся, в призовых местах на конкурсах и
фестивалях.
22
2.6 Методические материалы.
Объединение «Ералаш» - это совершенно иная форма организации
учебной деятельности обучающихся, чем урок. Ребёнок не получает готовых
знаний, он их добывает, строит сам. Дети сами выбирают и нужный темп,
средства и методы выполнения заданий, чередуя парную, индивидуальную и
групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества обучающихся и
педагога, обращение к личному опыту обучающихся, связь с другими видами
искусства – способствует развитию индивидуальности ребёнка.
Основная задача теоретических занятий – дать необходимые знания о
театре, как виде искусства, показать основные приёмы работы со словом и
текстом, расширить кругозор знаний о культуре общения и поведения.
Практические занятия включают в себя игры и упражнения по
закреплению теоретической части, анализ характера предложенных ролей и
работу по представлению их на сцене.
Театральное объединении – это технология, требующая от педагога
перехода на позиции партнёрства с обучающимися, ненасилия,
безоценочности и приоритета процесса над результатом. Эта технология
направлена на «погружении» участников объединения в процесс поиска,
познания и самопознания.
В процессе работы учитывается индивидуальность каждого ребёнка,
возможность проявиться каждому.
Важным является развитие интереса и самостоятельности у детей.
Большое внимание уделяется обучению самостоятельно готовиться к
мероприятиям, проводить их, работать с литературой, поощрять и
стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные
стереотипы и общепринятые взгляды; — учить детей оценивать результаты
работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы
самими обучающимися.
В основу
данной
программы
положены
следующие
педагогические
принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
- принцип увлекательности;
- принцип креативности.
Комплексно-целевой
подход
к
образовательному
процессу
предполагает:
23
- дифференцированный подбор основных средств обучения и
воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество
педагога и обучающихся;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит
интенсифицировать получение качественных результатов обучения.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Ералаш» направлена на развитие личности обучающегося. Из этого следует,
что главный показатель освоения программы – это личностный рост каждого
отдельного члена группы, а также превращение группы в единый коллектив,
способный к сотрудничеству и совместному творчеству. Важным критерием
оценки педагога работы обучающихся является естественное и раскованное
самочувствие юных артистов на сценической площадке. Но, помимо этого, в
программе обучения уделяется немало времени развитию партнёрских
навыков. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к
другу
формируется
чуткость
воспитанников
к
правдивому,
целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики,
жеста, взгляда, движения, речи. Основной упор идёт на работу над парными и
мелкогрупповыми заданиями (3-5 человека). На этом этапе очень важно,
чтобы обучающиеся приобрели навык актёрской “пристройки” к партнёру,
чтобы, находясь на сценической площадке в процессе выступления и в
заданных предлагаемых обстоятельствах, существовали не раздельно, в
разных мирах, а, чувствуя друг друга, сливались воедино в процессе создания
органичного, логичного и законченного сценического действия. Не менее
важно, чтобы обучающиеся могли сформировать индивидуальный комплекс
упражнений для подготовки своего тела и голосо-речевого аппарата к работе,
но и могли определять и снимать собственные эмоциональные зажимы в
процессе работы или публичного выступления. Контроль за знаниями и
умениями, полученных в ходе занятий, проводится в форме творческого
тестирования. При этом учитывается не столько успеваемость, сколько
личный рост каждого отдельного ребенка. Итогом творческой работы группы
является постановка спектакля или этюда (индивидуальная\парная\групповая)
на свободную тему, прочтение произведения стихотворной формы, участие в
сольном или групповом номере или эпизодическое участие в постановке.
Методическое обеспечение программы.
Художественная литература для сцены и речи:
1.
Басни: И. Крылова, С. Михалкова, Б.Заходера.
2.
Поэзия ипроза.
3.
Народный фольклор: потешки, пословицы и
поговорки,скороговорки.
4.
Сказки.
24
5.
Техника речи – книги.
Драматургия для чтения и постановки спектакля:
1.Пьесы классиков и современных драматургов. А. Чехов, А. Островский,
А.Пушкин и т.д.
2.Пьесы –сказки.
3.Поэзия – современная и классика.
4. Рассказы о войне, о жизни советскихлюдей.
6.Пьесы для постановки:«Дюймовочка»,«Снежная королева»
Андерсена; «Красная шапочка», «Золушка» Ш. Перро (адаптированные
под спектакль);
Учебные пособия и литература по предмету «Сценическое
мастерство актера»:
1.
Н. Акимов «Театральное наследие». М. « Искусство»,1978 (http://teatrlib.ru/Library/Akimov/Teatralnoe_nasledie_1/)
2.
Б. Захава «Мастерство актера и режиссера»М.«Искусство»,1969
(http://teatrsemya.ru/lib/mast_akt/akt_masterstvo/zakhava_bmasterstvo_aktera_i_rezhissera.pdf )
25
3. Литература.
1. «Мастерство актера и режиссера» Захава Б. Е. Изд. 3-е, испр. и доп.
Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет.
Училищ. Москва, «Просвещение», 1973 г (электронная книга)
2. «Профессиональная речь актера и режиссера» М. К. Литосова
Терминологические и нетерминологические словосочетания Учебное пособие
для студентов театральных вузов Москва 1989 г. (электронная книга)
З.«Сценическая речь» Учебник для студентов театральных учебных
заведение 3-е издание ГИТИС Москва 2002 И. П. Козлянинова, И. Ю.
Промптова.
4.«Инсценировки для театра»Рудич И. А.,Костоусова Е. В. Ульяновск,
2019 (электронная книга)
5. «Вчера и сегодня» С. Маршак Изд.«Дом» 1995 г.(электронная книга)
6. «Литература и фантазия» Стрельцова Л.Е. Москва «Просвещение»
1992 г.
7. «Русские народные сказки» Аникин В.П. Москва «Правда» 1990 г.
8. «Городок в табакерке» Серов С.Я. Москва «Правда» 1989 г.
9. «Ненаглядная краса» Тихончук Т.Ф. Минск «Юнацтва» 1991 г.
10. «Орфоэпический словарь русского языка» 5-е издание, исправленное
и дополненное под редакцией Аванесова Р.И. Москва «Русский язык» 1989 г.
11. «Школьный словарь иностранных слов» Одинцов В.В., Смолицкая
Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А. Москва «Просвещение» 1983 г.
12. «Работа актера над собой» Станиславский К. СПб «Азбука» 2022г.
26
Приложение 1
Итоговая аттестация
по изучению разделов и тем программы объединения «Ералаш»
Дата проведения: ____________.
Форма проведения:
№ Фамилия, имя
1
2
3
4
5
6
7
8
…
«+» - зачет; «-» незачет
Результат
Вывод: ____________________________________________________________
ПДО
___________ /_______________/
27
Приложение 2
Схема разработки индивидуального образовательного маршрута
1. Диагностика индивидуальных творческих способностей ребёнка.
2. Определение цели и постановка задач, которые должны быть достигнуты
ребёнком по окончании прохождения индивидуального образовательного
маршрута.
3. Разработка календарно-тематического плана.
4. Определение содержания календарно-тематического плана (формы занятий,
методы и приёмы, технологии, формы подведения итогов).
5. Определение способов оценки успехов освоения ребёнком
индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О.
обучающегося:_________________________________________________
Объединение:__________________________________________________
Цель:_________________________________________________________
Задачи:________________________________________________________
Срок реализации программы:_____________________________________
Название
и№
раздела
программ
ы
Названи
еи№
темы
Колво
часо
в
Формы и
методы
изучения
учебного
материал
а
Образовательны Формы Индивидуальны
е результаты, их проверки
е результаты,
сроки
, сроки
сроки
28
Приложение 3
Д О Г О В О Р №________
о сетевом взаимодействии и сотрудничестве
с. Красное
от «___»________________20____г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр творчества (в дальнейшем МБОУ ДО Центр творчества), в лице директора
______________________________________, действующего на основании Устава, с одной
стороны и __________________________________________________________________,
именуемое
в
дальнейшем
«Образовательное
учреждение»,
в
лице
_____________________________________, действующего на основании Устава, с другой
стороны, далее именуемые совместно «Стороны», в рамках сетевого взаимодействия с
целью развития дополнительного образования заключили настоящий Договор о
нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Стороны договариваются о сетевом взаимодействии для решения следующих задач:
реализация дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей;
организация и проведение досуговых, массовых мероприятий;
информационно-методическое обеспечение развития дополнительного образования.
В рамках ведения сетевого взаимодействия стороны:
совместно реализуют дополнительные общеобразовательные программы в порядке,
определенном дополнительным соглашением сторон;
содействуют друг другу в организации и проведении досуговых, массовых мероприятий в
порядке, определенном дополнительным соглашением сторон;
взаимно предоставляют друг другу право пользования имуществом в установленном
законом порядке,
содействуют
информационно-методическому,
консультационному
обеспечению
деятельности друг друга в рамках настоящего договора.
1.2. Настоящий договор определяет структуру, принципы и общие правила отношений
сторон. В процессе сетевого взаимодействия по настоящему договору Стороны могут
дополнительно заключать договоры и соглашения, предусматривающие детальные условия
и процедуры взаимодействия сторон, которые становятся неотъемлемой частью настоящего
договора и должны содержать ссылку на него.
1.3. В своей деятельности стороны не ставят задач извлечения прибыли.
1.4. В случае осуществления образовательной деятельности Стороны гарантируют наличие
соответствующей лицензии.
1.5. Стороны обеспечивают соответствие совместной деятельности законодательным
требованиям. Каждая сторона гарантирует наличие правовых возможностей для
выполнения взятых на себя обязательств, предоставления финансирования, кадрового
обеспечения, наличие необходимых разрешительных документов (лицензии, разрешения
собственника имущества в случае предоставления имущества в пользование другой
стороне) и иных обстоятельств, обеспечивающих законность деятельности стороны.
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Стороны содействуют друг другу в ведении образовательной деятельности по
предоставлению образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей.
2.2. Стороны самостоятельно обеспечивают соответствие данной деятельности
законодательству Российской Федерации, в частности, требованиям о лицензировании
образовательной деятельности.
29
2.3. Стороны содействуют информационному, методическому и консультационному
обеспечению деятельности партнера по договору. Конкретные обязанности сторон могут
быть установлены дополнительными договорами или соглашениями.
2.4. В ходе ведения совместной деятельности стороны взаимно используют имущество друг
друга.
Использование имущества осуществляется с соблюдением требований и процедур,
установленных законодательством Российской Федерации, на основании дополнительных
договоров или соглашений, определяющих порядок, пределы, условия пользования
имуществом в каждом конкретном случае.
Сторона, передающая имущество в пользование партнеру по дополнительному договору
или соглашению, несет ответственность за законность такой передачи.
2.5. Стороны, используя помещения, оборудование, иное имущество партнера по договору
или соглашению, обеспечивают сохранность имущества с учетом естественного износа, а
также гарантируют целевое использование имущества в случае, если цели предоставления
имущества были указаны в дополнительном договоре или соглашении о его
предоставлении в пользование.
2.6. При реализации настоящего договора Образовательное учреждение несет
ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время их нахождения на территории, в
зданиях и сооружениях Образовательного учреждения, МБОУ ДО Центр творчества несет
ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время их нахождения на территории, в
зданиях и сооружениях МБОУ ДО Центр творчества, если иное не предусмотрено
дополнительным договором или соглашением.
3. Срок действия договора
3.1. Настоящий договор заключён до ______________. Договор автоматически
продлевается на каждый следующий год, за исключением случая, когда хотя бы одна из
сторон не позднее, чем за 10 дней до истечения срока действия договора уведомит о его
прекращении.
4. Условия досрочного расторжения договора
4.1. Настоящий Договор может быть расторгнут:
по инициативе одной из Сторон;
в случае систематического нарушения одной из Сторон условий настоящего
Договора;
в случае невозможности выполнения условий настоящего Договора с
предварительным уведомлением другой стороны за два месяца.
5. Ответственность Сторон
5.1. Стороны обязуются добросовестно исполнять принятые на себя обязательства по
настоящему Договору, а также нести ответственность за неисполнение настоящего
Договора и заключенных для его реализации дополнительных договоров и соглашений.
5.2. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по
настоящему Договору, несет ответственность перед другой Стороной в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
6. Заключительные положения
6.1. Все изменения и дополнения к настоящему Договору заключаются в письменной форме
и оформляются дополнительным соглашением, которое является неотъемлемой частью
Договора.
6.2. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам, не
нашедшим своего разрешения в тексте Договора, будут разрешаться путем переговоров.
6.3. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам, не
нашедшим своего разрешения путем переговоров, будут разрешаться на основе
действующего законодательства.
6.4. Настоящий Договор составлен в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую
силу – по одному экземпляру для каждой из Сторон.
30
7. Адреса и реквизиты Сторон
Муниципальное бюджетное
(Наименование организации)
образовательное учреждение
Адрес:
дополнительного образования Центр
ИНН
творчества
КПП
адрес: 352010, Краснодарский край,
ОГРН
Кущевский район, с. Красное,
БИК ТОФК
ул. Ворошилова, 71
тел.
ИНН 2340018182
КПП 234001001
(должность)
ОГРН 1062340003010
БИК ТОФК 010349101
_________ /______________/
тел.: 8(861)6835798
М.П.
директор:
__________
М.П.
/______________/
31