УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2025 года
Протокол № 1
Утверждаю
И.о. директора МБОУ ДО ЦТ
__________/Е.С. Миндрина/
Пр. № 137 от 08.09.2025г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ
«
Почемучки (чтение для дошкольников)
(указывается наименование программы)
»
Уровень программы: ознакомительный
(ознакомительный, базовыйилиуглубленный)
Срок реализации программы: 3 месяца (48 часов)
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 5 до 6 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная, дистанционная
Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер программы в Навигаторе: 28707
Автор-составитель:
Архинина Ирина Николаевна педагог дополнительного образования
(указать ФИО и должность разработчика)
с. Красное, 2025г.
СОДЕРЖАНИЕ
I раздел. Комплекс основных характеристик
общеобразовательной общеразвивающей программы.
дополнительной
Нормативно-правовая база…………………………………………………….....4
Введение…………………………………………………………………………...5
1.1 Пояснительная записка………………. ……………………………...............5
1.2 Цели и задачи программы……………………………………...…………….7
1.3 Содержание программы. …………….………………………………….........8
1.4 Планируемые результаты…………………………………………….………9
II раздел. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график……………………………..…..…………...10
2.2 Раздел воспитания…………………………………………………………...15
2.3 Календарный план воспитательной работы………………………………..15
2.4 Условия реализации программы………………………….…….…………..16
2.5 Формы аттестации…………………………………………………………...16
2.6 Оценочные материалы………………………………….…..………………16
2.7 Методические материалы…………………………………………………...17
3. Список литературы………………………………………………….………...19
Приложения..…………………………………………………………………….19
2
Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной
Думой 21.12.2013;
2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678р;
4. Национальный проект «Молодежь и дети» от 01.04.2024г.
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо
Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242;
6. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий,
письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04;
7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего
одной из национальных целей развития Российской Федерации
предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
8. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
9. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России №
391 от 05.08.2020 (ред. от 22.02.2023г.) «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
11. Методические рекомендации Регионального модельного центра
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края
по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ, 2024г.
12. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (гл.VI);
13. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4
3
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодёжи»;
14. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования Центр творчества.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Введение.
Программа основана на методике известного московского логопеда,
кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение
планируется вести по «Букварю» Н.С.Жуковой, который является пособием по
обучению дошкольников правильному чтению и рекомендован Министерством
общего и профессионального образования Российской Федерации.
1.1.
Пояснительная записка.
Направленность – социально-гуманитарная. Программа направлена на
организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей и
подготовительной групп близлежащих детских садов, а также с детьми, не
посещающими детский сад. Представленная программа построена на
принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей
умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить,
анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Социальная и экономическая сферы – это две важнейшие области
развития общества. Развитие сферы образования должно быть ориентировано
на повышение доступности и качества образования, подготовку
квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования,
способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень
своей квалификации, использовать свои знания, навыки и компетенции,
полученные
в
процессе
обучения.
Дополнительное
образование
рассматривается как фактор влияния на социально-экономическое развитие:
позволяет быть в курсе современных достижений научно-технического
прогресса,
развивать
инновационную
деятельность,
повышать
конкурентоспособность, сберегать и развивать социокультурный потенциал
страны. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
позволяют не только наиболее полно обеспечит право ребёнка на развитие и
свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит
личностное и профессиональное самоопределение, но и способствует
4
улучшению социальной и экономической обстановки в муниципалитете, в
регионе и государстве.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования Кущёвкий район и всего региона в целом, в
соответствии
со
стратегией
социально-экономического
развития
муниципального образования Кущевский район, утвержденной Решением
совета муниципального образования Кущевский район от 16 декабря 2020 года.
Педагогическая целесообразность. Обучение чтению дошкольников –
это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и
быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный
период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих
возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и
умений.
Актуальность программы определяется ее направленностью на
создание условий для развития познавательных способностей детей, общих
учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы
ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта
готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе.
Образовательная программа включает в себя воспитательную работу,
которая направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а
также решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный
мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми.
Каждое учебное занятие содержит в себе воспитательный компонент.
Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает
следующее:
•
установление доверительных отношений между педагогами и его
учащимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований
и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии
информации, активизации их познавательной деятельности;
•
побуждение учащихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной
деятельности и самоорганизации;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного
занятия через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор;
•
включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
5
межличностных отношений в объединении, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия.
Отличительная особенность программы в том, что дети будут учиться
читать по «Букварю» Н.С.Жуковой, а также научатся писать печатными
буквами и познакомятся с прописями, тетрадями.
Программа может реализовываться в сетевой и комбинированной
форме, используя площади и ресурсы образовательных организаций и
учреждений культуры. Организация-участник принимает участие в реализации
программы, предоставляя ресурсы для осуществления образовательной
деятельности по программе.
В этом случае с организацией-участником заключается Договор о
сетевом взаимодействии и сотрудничестве между организациями (Приложение
3).
Особенности организации образовательного процесса.
Возможна реализация программы с применением дистанционных
технологий: Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайнобучение.
Онлайн-обучение:
• Видеоконференция на платформе Сферум;
• Чат (онлайн-консультация);
• Видео-консультирование.
Офлайн-обучение:
• Мессенджер Телеграмм, ВКонтакте;
• Электронная почта;
• Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия;
• Мастер-классы, презентации.
• Видео-уроки
Основной вид деятельности – самообучение при помощи родителей,
организуемое посредством взаимодействия, обучающегося с образовательными
ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного
процесса минимизированы.
Адресат программы. Данная программа предназначена для детей 5-6
лет, для успешной реализации программы создаются учебные группы по 10-15
человек.
В составе группы могут обучаться дети с особыми
образовательными потребностями: дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети-инвалиды, талантливые (одарённые) дети, дети, находящиеся в
трудной жизненной ситуации, если для их обучения не требуется создания
специальных условий.
6
В программе предусмотрена возможность занятий по
индивидуальной образовательной траектории (индивидуальный учебный
план) для детей с особыми образовательными потребностями (Приложение 2).
Работа по индивидуальным образовательным траекториям включает в
себя следующие этапы:
- диагностика уровня развития и интересов ребёнка;
- определение цели и задач, видов деятельности;
- определение времени;
- разработка учебно-тематического плана;
- разработка содержания, формы работы и оценивания знаний.
Уровень программы – ознакомительный.
Объем программы – 48 часов.
Продолжительность обучения – 3 месяца, с сентября по декабрь.
Форма обучения – очная, дистанционная.
Основные формы работы с учащимися: игры-путешествия со звуками и
буквами, по сказкам; дидактические игры со словами: «Угадай первый звук»,
«Назови слово на определенный звук», «На что похожа буква», «Чудесный
мешочек», «Какой буквы не стало» и т.д. Игры-путешествия включают
разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением.
Режим занятий:
Занятия проводятся – 2 раза в неделю по 2 часа.
Длительность занятия – 30 минут. Перерыв – 15 минут.
В дистанционном режиме: 2 раза в неделю по 30 минут.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель программы – научить детей слитному чтению слогов.
Задачи:
Личностные
•
Формирование у обучающихся позитивного отношения к
действительности.
•
Формирование гражданской идентичности личности, осознание
учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю
своей Родины.
•
Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости,
чуткости).
•
Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми,
дружелюбие, коллективизм.
•
Развитие мышления, внимания, памяти.
•
Развитие творческого отношения к действительности и творческих
способностей.
7
•
Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей
личности;
•
Приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали,
национальным устоям и традициям.
Метапредметные
•
Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе,
положительного отношения к обучению.
•
Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к
духовному и нравственному опыту человечества.
•
Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
•
Формирование умения учиться и способности к организации своей
деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к
самообразованию и самовоспитанию.
•
Выработка коммуникативных умений, функционирующих при
слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные
•
Формирование положительной мотивации к чтению.
•
Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия
от чтения художественной литературы.
•
Развитие воссоздающего воображения.
•
Обучение адекватному восприятию читаемого.
•
Совершенствование всех сторон навыка чтения.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
1.
2.
3.
4.
Наименование
разделов
Всего
часов
Количество часов
учебных занятий
Форма
аттестации/
контроля
Вводное занятие.
В мире профессий
Обучение чтению и
грамоте.
Итоговая аттестация.
ИТОГО:
2
2
42
2
1
20
2
48
23
Беседа
Наблюдение,
беседа
тестирование
теория
практи
ка
контро
ль
20
2
2
1
19
-
Содержание учебно-тематического плана:
Тема 1. Вводное занятие.
Теория.(2 часа) Знакомство с программой. Цель и задачи. План работы на
год. Техника безопасности. Пожарная безопасность. Правила внутреннего
распорядка ЦТ.
Тема 2. В мире Профессий.
8
Теория. (1 час) Знакомство с различными профессиями.
Практика (1 час) Игра «В мире профессий».
Тема 3. Обучение грамоте.
Теория. (20 часов) Знакомство с понятиями: диалог, повествование, описание,
рассуждение. Формирование грамматического строя речи. Воспитание звуковой
культуры речи. Знакомство с буквами и звуками.
Практика.
(19
часов)
Правильное
построение
предложение,
распространенные предложения. Определение звука в слове. Чтение слогов,
слов, предложений, коротких текстов, ответы на вопросы по тексту.
Тема 4. Итоговая аттестация.
Контроль. (2 часа) Контрольное занятие с целью определения усвоения
пройденного материала.
1.4. Планируемые результаты.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является:
- наличие коммуникативных навыков;
- развитие речи;
- умение читать слоги.
К концу обучения по дополнительной образовательной программе
«Почемучки» ознакомительного уровня дети могут читать слоги.
Программа «Почемучки» является ознакомительной и дает возможность
продолжить обучение по программе «Почемучки» базового уровня.
9
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
1, 2, 3 группы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Дата
эталон
факт
Тема занятия
Кол-во
часов,
время
проведен
ия
занятия
Вводное занятие:
- организация рабочего
места;
- техника безопасности;
- пожарная безопасность;
- игры на знакомство.
В мире профессий.
2
по 30
мин
групповая каб. №8
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
групповая каб. №8
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
групповая каб. №8
Составление
описательного рассказа
по картинке. Алфавит.
Звук и буква А. Звук и
буква У. Работа в
тетради.
Пересказ сказки с
наводящими вопросами.
Работа в тетради.
Звук и буква О. Звук и
буква М. Работа в
тетради.
Пересказ сказки без
наводящих вопросов.
Звук и буква С. Учимся
соединять буквы. Работа
в тетради.
Составление
описательного рассказа.
Работа в тетради.
Чтение слогов-слияний.
Чтение прямого слога.
Работа в тетради.
Сочиняем сказку. Работа
в тетради.
Звук и буква Х. Работа в
тетради.
Форма
занятия
Место
проведен
ия
групповая каб. №8
групповая каб. №8
групповая каб. №8
групповая каб. №8
групповая каб. №8
групповая каб. №8
групповая каб. №8
групповая каб. №8
групповая каб. №8
Примечани
я
-
13.
Сочиняем сказку.
Работа в тетради.
14.
Звук и буква Р. Работа в
тетради.
15.
Составление рассказа по
плану. Работа в тетради.
16.
Звук и буква Ш. Работа в
тетради.
17.
Пересказ рассказа.
Повторение. Работа в
тетради.
Звук и буква Ы. Работа в
тетради.
18.
19.
Продолжи рассказ.
Работа в тетради.
20.
Звук и буква Л. Работа в
тетради.
21.
Продолжи рассказ.
Работа в тетради.
22.
Звук и буква Н. Работа в
тетради.
23.
Повторение пройденного
материала. Работа в
тетради.
Итоговая аттестация.
24.
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
11
групповая каб. №8
групповая каб. №8
групповая каб. №8
групповая каб. №8
групповая каб. №8
групповая каб. №8
групповая каб. №8
групповая каб. №8
групповая каб. №8
групповая каб. №8
групповая каб. №8
групповая каб. №8
Контрольн
ый урок
1, 2, 3 группы (дистанционная форма)
№
п/п
1.
2.
Дата
эталон
факт
Тема занятия
Кол-во
Форма занятия
часов,
время
провед.
занятия
Онлайн занятие на
2
платформе Сферум
по 30
Мессенджер Телеграмм,
мин
Вводное занятие:
- организация
рабочего места;
- техника
безопасности;
- пожарная
безопасность;
- игры на знакомство.
В мире профессий.
Сферум
2
по 30
мин
3.
Воспитательная
работа.
Мир вокруг нас
1
30 мин
4.
Составление
описательного
рассказа по картинке.
Алфавит.
Звук и буква А. Звук и
буква У. Работа в
тетради.
1
30 мин
Пересказ сказки с
наводящими
вопросами. Работа в
тетради.
Звук и буква О. Звук и
буква М. Работа в
тетради.
2
по 30
мин
8.
Пересказ сказки без
наводящих вопросов.
1
30 мин
9.
Воспитательная
работа.
1
30 мин
10.
Звук и буква С.
Учимся соединять
буквы. Работа в
тетради.
Составление
5.
6.
7.
11.
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
по 30
мин
2
12
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
Примеч
ания
описательного
рассказа. Работа в
тетради.
Чтение слоговслияний.
Чтение прямого слога.
Работа в тетради.
Сочиняем сказку.
Работа в тетради.
по 30
мин
14.
Звук и буква Х.
Работа в тетради.
2
по 30
мин
15.
Сочиняем сказку.
Работа в тетради.
2
по 30
мин
16.
Звук и буква Р. Работа
в тетради.
2
по 30
мин
17.
Составление рассказа
по плану. Работа в
тетради.
1
30 мин
18.
Воспитательная
работа.
1
30 мин
19.
Звук и буква Ш.
Работа в тетради.
2
по 30
мин
20.
Пересказ рассказа.
Повторение. Работа в
тетради.
2
по 30
мин
21.
Звук и буква Ы.
Работа в тетради.
2
по 30
мин
22.
Продолжи рассказ.
Работа в тетради.
2
по 30
мин
23.
Звук и буква Л. Работа
в тетради.
2
по 30
мин
24.
Продолжи рассказ.
Работа в тетради.
2
по 30
мин
12.
13.
2
по 30
мин
2
по 30
мин
13
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
25.
Звук и буква Н.
Работа в тетради.
2
по 30
мин
26.
Повторение
пройденного
материала. Работа в
тетради.
Итоговая аттестация.
2
по 30
мин
27.
2
по 30
мин
14
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Онлайн занятие на
платформе Сферум
Мессенджер Телеграмм,
Сферум
Контрол
ьный
урок
2.2. Раздел воспитания
Цель воспитания - гармоничное развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности.
Задачи:
- формирование знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций;
- формирование и развитие личных отношений к этим нормам,
ценностям и традициям;
- развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе,
обсуждении;
- развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- формировать активную гражданскую позицию, чувство верности
Отечеству.
Планируемые
формы
и
методы
воспитания.
Основной формой воспитания детей при реализации программы
является проведение бесед, в ходе которых обучающиеся усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение. Получают опыт
деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценности, нравственные ориентации. Участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Практические занятия (участие в олимпиадах, конкурсах) способствуют
усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (индивидуальные и коллективные беседы; рассказ,
разъяснение, дискуссии);
- метод упражнений (многократное повторение действий и поступков
детей в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и
привычек поведения: общественные поручения, культмассовая работа,
уборка учебного кабинета, игра);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
- метод одобрения и осуждения (средства метода одобрения: личная
похвала педагога; благодарность в приказе учреждения; помещение
фотографии на доску почёта. Средства метода осуждения: замечания
педагога, устный выговор);
- метод контроля (наблюдение за поведением учащихся,
индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или
общественных поручений, отчеты перед своими товарищами о своей работе
и дисциплине);
- метод переключения в деятельности.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе учреждения в котором
реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа.
Основным методом оценки результативности реализации программы
в части воспитания является педагогическое наблюдение. Оно заключается в
наблюдении за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
задач по программе.
Организационные условия:
- подбор тематического материала;
- использование простых и сложных средств;
- построение логической последовательности хода и логической
завершенности в соответствии с поставленной целью материала.
- выравнивание и просчёт по продолжительности мероприятия в
соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.
2.3 Календарный план воспитательной работы.
№
Название события
Сроки
Форма
п/п
мероприятия
проведения
1.
Техника безопасности
сентябрь
Групповая,
беседа
2.
«Мир вокруг нас»
октябрь
Групповая,
беседа
3.
«Моя семья – моё
богатство»
ноябрь
Групповая,
беседа
Направление
Сознание ценности
жизни, здоровья и
безопасности,
соблюдение правил
личной и общественной
безопасности
Ценностное отношения к
отечественной культуре;
уважение к старшим,
людям труда
Ориентация на создание
устойчивой семьи на
основе традиционных
семейных ценностей
народов России.
2.4. Условия реализации программы.
Основное оборудование:
•
«Букварь» Н.С.Жукова
•
«Начинаю читать» - рабочая тетрадь А.В.Лисицкая
•
2 тетради в косую линию
•
1 тетрадь в клетку
•
Простой карандаш
•
Цветные карандаши
•
Ручка
16
Бумага (для распечатывания прописей, раскрасок)
Наглядный материал (плакаты, карточки, магнитные буквы и т.д.)
Для реализации данной программы в режиме дистанционного обучения
необходим: компьютер или сотовый телефон с подключением к сети интернет и
соответствующее
программное
обеспечение
для
реализации
телекоммуникационной связи педагога с обучающимися.
Кадровое обеспечение: программу реализуют педагоги дополнительного
образования, имеющие соответствующий уровень квалификации по профилю
(направлению) деятельности.
•
•
2.5. Форма аттестации.
Способом контроля над успешностью реализации программы является
проведение итоговой аттестации в виде контрольного урока, согласно
пройденным темам. В результате учащиеся получают оценку: -, +, ++, +++.
Оценка «+++» выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной
задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание
исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме, выявлено
свободное владение материалом, объем знаний соответствует программным
требованиям.
Оценка «++» выставляется при достаточно полном выполнении
поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, в том случае,
когда учащимся демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено
индивидуальное отношение, однако допущены неточности. Допускаются
небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания.
Учащийся в целом показал понимание материала.
Оценка «+» выставляется при демонстрировании достаточного минимума в
исполнении
поставленной
задачи,
когда
учащийся
демонстрирует
ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов
задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо
проявляется осмысленное и индивидуальное отношение, учащийся показывает
недостаточное владение материалом.
Оценка «-» выставляется при отсутствии выполнения минимального объема
поставленной задачи, выставляется за грубые ошибки и плохое владение
материалом.
2.6. Оценочные материалы.
- тестирование, наблюдение, выполнение задания.
2.7. Методические материалы.
Занятия для дошкольников должны проводиться в яркой, увлекательной
форме общения с детьми. Занятия должны быть построены на принципах
свободного общения, сотворчества, содружества и общего интереса к делу.
Букварь Н.С.Жуковой пользуется любовью родителей и это обосновано тем,
что при составлении «Букваря» сочинитель использовала собственный 3017
летний опыт работы логопеда, что в первый раз позволило соединить обучение
грамоте с предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном
возрасте. Букварь основан на классическом подходе к обучению чтению на
русском языке, и дополнен уникальными решениями. Нужно отметить, что
выделение слога из речи психологически проще и просит меньше аналитических
усилий, чем выделение отдельного звука. Конкретно на этом принципе и
построена методика Н.С.Жуковой – начинаем читать слоги уже с 3-го занятия.
Так как на исходном шаге чтение – это механизм воссоздания звуковой формы
слова по его буквенной модели, то ребенку нужно познание букв.
Сходу все буквы алфавита не заучиваются с детьми. Вначале знакомимся с
гласными, это буквы, которые могут «петь» А, У, О. Их проще соединять в
слоги: АУ, УА и т.д. В конечном итоге ребенок должен без помощи других, водя
пальчиком от одной буквы к другой, научиться читать слоги из 2-хгласных. И
только после знакомства с гласными – переходим к согласным.
Сразу с началом обучения малышей чтению, определяем с детьми на слух,
сколько звуков (букв) произнесли. Какой звук (буква) был первым, какой второй,
и учим их выкладывать при помощи магнитной азбуки. Если дети завладели
слитным чтением слога, состоящего из двух звуков, переходим к слогам из трехчетырех звуков: О-СА, У-СЫ, МА-МА.
Даже при беглом ознакомлении с букварем, в глаза кидается два важных
нюанса. Во-первых, букварь построен по точному принципу от обычного к
сложному,
во-вторых,
книжка
подготовлена
для
самостоятельного
прорабатывания, понизу странички есть текст для родителей: на что направить
повышенное внимание, самим ничего выдумывать не нужно – открыл разворот,
здесь и картинка, новенькая буковка, слоги для чтения, плюс – текст для
родителей, как осваивать новейшую букву.
Для закрепления навыка слитного чтения слогов, на каждой страничке даны
столбики слогов. Можно читать по вертикали, по горизонтали либо в разнобой,
тренировать скорость и технику чтения. Все слова, даже в текстах, разбиты на
слоги, что упрощает процесс чтения. Материала для чтения в букваре много и
подобран он так успешно, что дети не замечают, что уже читают без помощи
других большие тексты.
18
3. Список литературы.
1. АБВГДейка: комплексная программа подготовки детей к школе / авт.-сост.
Т.В. Калинина. – Изд.2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 2018г. 271с: ил.
2. Букварь: Учебное пособие / Н.С.Жукова – Екатеринбург: «Издательский дом
«ЛИТУР», 2014г. – 96с.: ил.
3. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания,
разрезная азбука для детей 6-7 лет / авт.-сост. Т.Е.Ковригина, Р.Е.Шеремет.Изд. 3-е. – Волгоград: Учитель. – 2018г. - 268с.
4. Рабочая тетрадь «Начинаю читать» / А.В.Лисицкая «Дарим Позитив», 2020г.
5. Сборник дидактических материалов «Буквы – прописи», 2018г.
6. Сборник дидактических материалов «Буквы – раскраски», 2018г.
7. Сборник дидактических материалов «Готовим руку к письму», 2018г.
8. Сборник дидактических материалов «Обведи и раскрась», 2018г.
9. Сборник дидактических материалов «Прочитай слово и соедини», 2018г.
10.Сборник дидактических материалов «Тренируем навыки чтения», 2018г.
11.Уроки чистописания и грамотности: Обучающие прописи / Н.С.Жукова; ил.
Е.Мельниковой. – М.: Эксмо, 2016г, 120с.: ил.
Интернет ресурсы:
• Мессенджер Телеграм, ВКонтакте.
• Платформа Сферум.
19
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Тестирование в объединении «Почемучки»
Тема: «Определение усвоения детьми букв алфавита
и умения читать слоги»
Цели и задачи:
Закрепить:
- знания детей в области распознавания букв;
- умения детей читать слоги и слова;
- умение писать слова печатными буквами;
- читать небольшой текст, ответить на вопросы по тексту.
Развивать: логическое мышление, произвольность внимания, воображение,
память, речь.
Воспитывать: усидчивость, выдержку, желание заниматься, интерес к
математике.
Ходзанятия
Тестирование.
• Назватьбуквы и звуки
• Написать в тетради
• Прочитатьслоги, слова
• Прочитатьтекст, ответитьнавопросы
№ ФИ ребенка
1.
2.
…
Знание
букв и
звуков
Умение
Чтение
писать слова слогов,
печатными слов
буквами
Педагог дополнительного образования
20
Чтение и
ответы на
вопросы
_________ И.Н. Архинина
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Схема разработки индивидуального образовательного маршрута
1. Диагностика индивидуальных творческих способностей ребёнка.
2. Определение цели и постановка задач, которые должны быть достигнуты
ребёнком по окончании прохождения индивидуального образовательного
маршрута.
3. Разработка календарно-тематического плана.
4. Определение содержания календарно-тематического плана (формы
занятий, методы и приёмы, технологии, формы подведения итогов).
5. Определение способов оценки успехов освоения ребёнком
индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О.
обучающегося:_________________________________________________
Объединение:__________________________________________________
Цель:_________________________________________________________
Задачи:________________________________________________________
Срок реализации программы:_____________________________________
Название и
№ раздела
программы
Название
и № темы
Кол-во
часов
Формы и
методы
изучения
учебного
материала
Образовательные
результаты, их
сроки
21
Формы
проверки,
сроки
Индивидуальные
результаты,
сроки
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Д О Г О В О Р №________
о сетевом взаимодействии и сотрудничестве
с. Красное
от «___»________________20____г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр творчества (в дальнейшем МБОУ ДО Центр творчества), в лице директора
______________________________________, действующего на основании Устава, с одной
стороны и __________________________________________________________________,
именуемое
в
дальнейшем
«Образовательное
учреждение»,
в
лице
_____________________________________, действующего на основании Устава, с другой
стороны, далее именуемые совместно «Стороны», в рамках сетевого взаимодействия с
целью развития дополнительного образования заключили настоящий Договор о
нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Стороны договариваются о сетевом взаимодействии для решения следующих задач:
реализация
дополнительных
общеобразовательных
программ
различных
направленностей;
организация и проведение досуговых, массовых мероприятий;
информационно-методическое обеспечение развития дополнительного образования.
В рамках ведения сетевого взаимодействия стороны:
совместно реализуют дополнительные общеобразовательные программы в порядке,
определенном дополнительным соглашением сторон;
содействуют друг другу в организации и проведении досуговых, массовых мероприятий в
порядке, определенном дополнительным соглашением сторон;
взаимно предоставляют друг другу право пользования имуществом в установленном
законом порядке,
содействуют
информационно-методическому,
консультационному
обеспечению
деятельности друг друга в рамках настоящего договора.
1.2. Настоящий договор определяет структуру, принципы и общие правила отношений
сторон. В процессе сетевого взаимодействия по настоящему договору Стороны могут
дополнительно заключать договоры и соглашения, предусматривающие детальные
условия и процедуры взаимодействия сторон, которые становятся неотъемлемой частью
настоящего договора и должны содержать ссылку на него.
1.3. В своей деятельности стороны не ставят задач извлечения прибыли.
1.4. В случае осуществления образовательной деятельности Стороны гарантируют
наличие соответствующей лицензии.
1.5. Стороны обеспечивают соответствие совместной деятельности законодательным
требованиям. Каждая сторона гарантирует наличие правовых возможностей для
выполнения взятых на себя обязательств, предоставления финансирования, кадрового
обеспечения, наличие необходимых разрешительных документов (лицензии, разрешения
собственника имущества в случае предоставления имущества в пользование другой
стороне) и иных обстоятельств, обеспечивающих законность деятельности стороны.
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Стороны содействуют друг другу в ведении образовательной деятельности по
предоставлению образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей.
2.2. Стороны самостоятельно обеспечивают соответствие данной деятельности
законодательству Российской Федерации, в частности, требованиям о лицензировании
образовательной деятельности.
22
2.3. Стороны содействуют информационному, методическому и консультационному
обеспечению деятельности партнера по договору. Конкретные обязанности сторон могут
быть установлены дополнительными договорами или соглашениями.
2.4. В ходе ведения совместной деятельности стороны взаимно используют имущество
друг друга.
Использование имущества осуществляется с соблюдением требований и процедур,
установленных законодательством Российской Федерации, на основании дополнительных
договоров или соглашений, определяющих порядок, пределы, условия пользования
имуществом в каждом конкретном случае.
Сторона, передающая имущество в пользование партнеру по дополнительному договору
или соглашению, несет ответственность за законность такой передачи.
2.5. Стороны, используя помещения, оборудование, иное имущество партнера по договору
или соглашению, обеспечивают сохранность имущества с учетом естественного износа, а
также гарантируют целевое использование имущества в случае, если цели предоставления
имущества были указаны в дополнительном договоре или соглашении о его
предоставлении в пользование.
2.6. При реализации настоящего договора Образовательное учреждение несет
ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время их нахождения на территории, в
зданиях и сооружениях Образовательного учреждения, МБОУ ДО Центр творчества несет
ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время их нахождения на территории, в
зданиях и сооружениях МБОУ ДО Центр творчества, если иное не предусмотрено
дополнительным договором или соглашением.
3. Срок действия договора
3.1. Настоящий договор заключён до ______________. Договор автоматически
продлевается на каждый следующий год, за исключением случая, когда хотя бы одна из
сторон не позднее, чем за 10 дней до истечения срока действия договора уведомит о его
прекращении.
4. Условия досрочного расторжения договора
4.1. Настоящий Договор может быть расторгнут:
по инициативе одной из Сторон;
в случае систематического нарушения одной из Сторон условий настоящего
Договора;
в случае невозможности выполнения условий настоящего Договора с
предварительным уведомлением другой стороны за два месяца.
5. Ответственность Сторон
5.1. Стороны обязуются добросовестно исполнять принятые на себя обязательства по
настоящему Договору, а также нести ответственность за неисполнение настоящего
Договора и заключенных для его реализации дополнительных договоров и соглашений.
5.2. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по
настоящему Договору, несет ответственность перед другой Стороной в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
6. Заключительные положения
6.1. Все изменения и дополнения к настоящему Договору заключаются в письменной
форме и оформляются дополнительным соглашением, которое является неотъемлемой
частью Договора.
6.2. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам,
не нашедшим своего разрешения в тексте Договора, будут разрешаться путем
переговоров.
6.3. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам,
не нашедшим своего разрешения путем переговоров, будут разрешаться на основе
действующего законодательства.
23
6.4. Настоящий Договор составлен в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую
силу – по одному экземпляру для каждой из Сторон.
7. Адреса и реквизиты Сторон
Муниципальное бюджетное
(Наименование организации)
образовательное учреждение
Адрес:
дополнительного образования Центр
ИНН
творчества
КПП
адрес: 352010, Краснодарский край,
ОГРН
Кущевский район, с. Красное,
БИК ТОФК
ул. Ворошилова, 71
тел.
ИНН 2340018182
КПП 234001001
(должность)
ОГРН 1062340003010
БИК ТОФК 010349101
_________ /______________/
тел.: 8(861)6835798
М.П.
директор:
__________
М.П.
/______________/
24