«Занимательная грамматика»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2025 года
Протокол № 1

Утверждаю
И.о. директора МБОУ ДО ЦТ
__________/Е.С. Миндрина/
Пр. № 137 от 08.09.2025г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«

Занимательная грамматика

(указывается наименование программы)

»

Уровень программы: ознакомительный

(ознакомительный, базовый или углубленный)

Срок реализации программы: 1 год (72 часа)

(общее количество часов)

Возрастная категория: от 6 до 16 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная, дистанционная
Вид программы: модифицированная

(типовая, модифицированная, авторская)

Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер программы в Навигаторе: 9952

Автор-составитель:
Фомина Ирина Эдуардовна педагог дополнительного образования

(указать ФИО и должность разработчика)

с. Красное, 2025

СОДЕРЖАНИЕ
I раздел. Комплекс основных характеристик
общеобразовательной общеразвивающей программы.

дополнительной

Нормативно-правовая база…………………………………………………….....4
Введение…………………………………………………………………………...5
1.1 Пояснительная записка………………. ……………………………............5-7
1.2 Цель и задачи программы…………………………………..……………..7-9
1.3 Содержание программы. …………….…………………………………...9-10
1.4 Планируемые результаты…………………………………………..……….10
II раздел. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график……………………………..…..………..11-19
2.2 Раздел воспитания…………………………………………………………...20
2.3 Календарный план воспитательной работы………………………………..21
2.4 Условия реализации программы………………………….…….…………..21
2.5 Формы аттестации…………………………………………………………...21
2.6 Оценочные материалы………………………………….…..………………21
2.7 Методические материалы…………………………………………………...21
3. Список литературы………………………………………………….…….22-23
Приложения…………………………………………………………………..23-25

2

Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной
Думой 21.12.2013;
2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678р;
4. Национальный проект «Молодежь и дети» от 01.04.2024г.
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо
Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242;
6. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий,
письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04;
7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего
одной из национальных целей развития Российской Федерации
предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
8. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
9. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391
от 05.08.2020 (ред. от 22.02.2023г.) «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
11. Методические рекомендации Регионального модельного центра
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края
по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ, 2024г.
12. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (гл.VI);
3

13. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодёжи»;
14. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования Центр творчества.
Введение.
Русский язык является основой развития мышления, воображения,
интеллектуальных
и
творческих
способностей
учащихся;
основой самореализации личности, развития способности к самостоятельном
у усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной
деятельности.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству
русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности,
приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи
формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно
связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в
дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение
общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная
и профессиональная активность являются теми характеристиками личности,
которые во многом определяют достижения человека практически во всех
областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся
условиям современного мира.
Родной язык является основой формирования этических норм поведения
ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать
аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
1.
Комплекс
основных
характеристик
ознакомительной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка (общая характеристика программы).
Направленность
(профиль)
грамматика»-социально-гуманитарная.

программы

«Занимательная

Социальная и экономическая сферы – это две важнейшие области
развития общества. Развитие сферы образования должно быть ориентировано
на повышение доступности и качества образования, подготовку
квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования,
способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень
своей квалификации, использовать свои знания, навыки и компетенции,
полученные в процессе обучения. Дополнительное образование
4

рассматривается как фактор влияния на социально-экономическое развитие:
позволяет быть в курсе современных достижений научно-технического
прогресса,
развивать
инновационную
деятельность,
повышать
конкурентоспособность, сберегать и развивать социокультурный потенциал
страны.
Дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы позволяют не только наиболее полно обеспечит право ребёнка на
развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых
происходит личностное и профессиональное самоопределение, но и
способствует улучшению социальной и экономической обстановки в
муниципалитете, в регионе и государстве.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования Кущёвкий район и всего региона в целом, в
соответствии
со
стратегией
социально-экономического
развития
муниципального образования Кущевский район, утвержденной Решением
совета муниципального образования Кущевский район от 16 декабря 2020
года.
Актуальность программы заключается в том, чтобы научить
учащегося понимать устное и письменное слово, стремиться выражать свои
мысли и чувства литературно, поскольку свободное владение родным
русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни,
труде, творческой деятельности.
Образовательная программа включает в себя воспитательную
работу, которая направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения
обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Каждое учебное занятие содержит в себе воспитательный компонент.
Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между педагогами и его
учащимися, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на
занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение учащихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы
учебной деятельности и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
занятия через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор;
5

- включение в занятия игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в объединении, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время занятия.
Педагогическая
целесообразность
данной
программы
дополнительного образования обусловлена важностью создания условий для
формирования у школьников общекультурных, коммуникативных и
социальных навыков, которые необходимы для успешного их
интеллектуального развития.
Отличительные особенности данной программы состоят в
организации учебно-воспитательного процесса как взаимодействия и
творческого общения педагога и учащегося, что обеспечивает возможность
активно расширять познавательный опыт учащихся, систематически
включать элементы поиска и проблемных ситуаций в учебную деятельность,
развивать творческие навыки.
Программа может реализовываться в сетевой и комбинированной
форме, используя площади и ресурсы образовательных организаций и
учреждений культуры. Организация-участник принимает участие в
реализации программы, предоставляя ресурсы для осуществления
образовательной деятельности по программе.
В этом случае с организацией-участником заключается Договор о
сетевом взаимодействии и сотрудничестве между организациями
(Приложение 3).
Особенности организации образовательного процесса.
Условия
приёма
детей:
запись
на
дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через
систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/
Возможна реализация программы с применением дистанционных
технологий: Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайнобучение.
Онлайн-обучение:
• Видеоконференция на платформе Сферум;
• Чат (онлайн-консультация);
• Видео-консультирование.
Офлайн-обучение:
• Мессенджер Телеграмм, ВКонтакте;
• Электронная почта;
• Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия;
• Мастер-классы, презентации.
6

• Видео-уроки, дистанционные олимпиады.
Основной вид деятельности – самообучение, организуемое
посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами,
при этом контакты с другими участниками образовательного процесса
минимизированы. Электронное обучение с применением дистанционных
педагогических технологий расширяет возможность самостоятельного
поиска информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную
информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Адресат программы - возраст учащихся, участвующих в реализации
программы от 6 до 16 лет. Комплектование группы проводится в начале
учебного года. Набирается группа в количестве 10-15 человек.
В составе группы могут обучаться дети с особыми
образовательными потребностями: дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети-инвалиды, талантливые (одарённые) дети, дети, находящиеся
в трудной жизненной ситуации, если для их обучения не требуется создания
специальных условий.
В программе предусмотрена возможность занятий по
индивидуальной образовательной траектории (индивидуальный учебный
план) для детей с особыми образовательными потребностями (Приложение
2).
Работа по индивидуальным образовательным траекториям включает в
себя следующие этапы:
- диагностика уровня развития и интересов ребёнка;
- определение цели и задач, видов деятельности;
- определение времени;
- разработка учебно-тематического плана;
- разработка содержания, формы работы и оценивания знаний.
Уровень программы– ознакомительный.
Объём программы-72 часа.
Формы обучения–очная, дистанционная.
Срок освоения программы– 1 год.
Режим занятий -занятия проводятся группой 2 раза в неделю по 1
часу.
В дистанционном режиме: занятия проводятся 2 раза в неделю: дети с 6
до 11 лет – 20 минут занятие, с 12-18 – 30 минут занятие.
Состав группы – постоянный, но допускается зачисление новых
учащихся на основании собеседования.
Методы обучения - объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа,
работа с книгой, упражнение, практическая работа.

7

1.2 Цель и задачи программы.
Цель - формирование у учащихся основных знаний о родном языке и
культуре речи;
Задачи:
Образовательные:
- развить интерес к русскому языку как к учебному предмету;
- пробудить потребность у обучающихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка;
Личностные:
-воспитать культуру общения;
- сформировать и развить у обучающихся разносторонние интересы,
культуру мышления.
Метапредметные:
-развить смекалку и сообразительность;
- приобщить школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
1.3 Содержание программы.
Учебный план.
10

Наименование разделов

Количество часов
всего

теория

практик
а

1

1

-

о 2

2

-

Беседа

12

2

10

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

1.

Вводное занятие.

2.
3.

Общие
сведения
русском языке.
Фонетика.

4.

Морфемика.

12

2

10

5.

Орфография.

14

2

12

6.

Морфология.

14

2

12

7.

Синтаксис.

16

2

14

Формы
аттестации/
контроль

-

8

8.

Итоговая аттестация.

1

-

1

ИТОГО:

72

13

59

Диагностичес
кое
тестирование

-содержание учебно-тематического планаТема №1 Вводное занятие – 1 час.
Теория (1 час). Предусматривает ознакомление с правилами
внутреннего распорядка в учебном объединении и программой обучения.
Знакомство с детьми. Техника безопасности.
Тема № 2 Общие сведения о русском языке – 2 часа.
Теория (2 часа). Разделы науки о русском языке; русский язык в
современном мире.
Тема №3 Фонетика – 12 часов.
Теория (2 часа).Знакомство со звуками речи, их свойствами и
чередованиями, слогами, ударениями, интонацией.
Практика (10 часов).Характеристика согласных и гласных звуков.
Деление слов на слоги. Ударение в словах. Интонация слов в предложении и
тесте.
Тема № 4 Морфемика – 12 часов.
Теория (2 часа).Обучающиеся узнаю о морфемном составе слова.
Практика (10 часов). Способы образования слов. Морфемный разбор
слов. Связь морфемики и орфографии.
Тема № 5 Орфография – 14 часов.
Теория (2 часа).Обучающиеся узнают об основных правилах
правописания.
Практика (12 часов).Правописание корней. Проверяемые и
непроверяемые безударные гласные в корнях слов. Чередующиеся гласные.
Правописание приставок на з/с.Различение приставок пре/при. Правила
правописания.
Тема № 6 Морфология – 14 часов.
Теория (2 часа). Обучающиеся узнают о самостоятельных и служебных
частях речи.
Практика (12 часов). Имя существительное и его роль в речи. Имя
прилагательное и его роль в речи. Постоянные и непостоянные признаки
глагола.
9

Тема № 7 Синтаксис – 16 часов.
Теория (2 часа). Знакомство с главными и второстепенными членами
предложения.
Практика (14 часов).
Подлежащее и сказуемое. Дополнение,
определение, обстоятельство. Простые и сложные предложения.
Осложненные предложения. Знаки препинания в простом и сложном
предложении. Синтаксический разбор предложений.
Тема № 8 Итоговая аттестация – 1 час.
Практика (1 час). Проверка усвоения пройденного материала.
1.4 Планируемые результаты.
По окончанию изучения программы учащиеся будут знать:
• строение словосочетаний;
• отношения между компонентами словосочетания;
• отличие словосочетаний от слова и предложения;
• способы выражения;
Будут уметь:
• вычленять словосочетание из предложений;
• выполнять разбор словосочетаний;
• определять способы связи слов в словосочетании;
• использовать в устной и письменной речи;
• находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование;
• развитие орфографических навыков;

10

2.Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1Календарный учебный график.
1 группа (очная форма).
№
п/п

Дата
эталон

1.

11.09

2.

3.

13.09
18.09
20.09
25.09
27.09
02.10
04.10
09.10

11.10
16.10
18.10
23.10
25.10
30.10
4.
01.11
06.11
08.11
13.11
15.11
20.11
22.11
27.11
29.11
04.12

Тема

Кол-во
часов

Время
проведения
занятий

Форма
занятия

Вводное занятие.

1

40 минут

Общие сведения о
русском языке.
Разделы науки о
русском языке.
Фонетика.

2

групповая ЦТ
Кб. № 8

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

Характеристика
согласных и гласных
звуков. Принципы
классификации.
Звуковые законы и
процессы в области
гласных и согласных
звуков.
Сегментные единицы
и их характеристика:
звук слог,
фонетическое слово,
речевой такт, фраза.
Суперсегментные
единицы и их
характеристика:
ударение, интонация.
Слог. Теории слога.
Принципы
слогораздела. Анализ
слоговой структуры
слова.
Морфемика.

2

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

2

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

2

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

2

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

4

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

Морфемный состав
слова. Виды морфем.

4

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

Функции морфем.
Способы образования
слов.

4

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

Морфемный разбор
слов.

4

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

факт

2
12

Место
проведени
я

12

Примечан
ия

5.

6.

06.12
11.12

Орфография.

14

13.12
18.12
20.12

Написание морфем в
разных частях речи.

3

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

25.12
27.12
10.01
15.01
17.01
22.01
24.01
29.01
31.01
05.02
07.02

Слитное, раздельное и 3
дефисное написание
слов.
Употребление
4
прописных и
строчных букв.

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

Перенос слов.

4

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

Морфология.

14

12.02
14.02
19.02

Предмет и задачи
морфологии. Связь
морфологии с
другими разделами
языка.
Имя существительное
как часть речи. Общая
характеристика.

3

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

3

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

05.03
07.03
12.03
14.03
19.03
21.03
26.03
28.03

Имя прилагательное
как часть речи. Общая
характеристика.

4

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

Глагол как часть речи.
Общая
характеристика
глагольных форм.
Синтаксис.

4

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

02.04
04.04
09.04
11.04

Грамматическая
основа предложения.
Односоставные и
двусоставные
предложение.
Второстепенные
члены предложения.
Осложненные
предложения.

4

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

4

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

21.02
26.02
28.02

7.

16.04
18.04
23.04
25.04

16

12

30.04
02.05
07.05
14.05
16.05
21.05
23.05
28.05
8.

30.05

Простые и сложные
предложения.
Сложносочиненные и
сложноподчиненные
предложения.
Синтаксический
анализ предложения.
Схема простого и
сложного
предложения.
Итоговая
аттестация.

4

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

4

40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

1

2 часа по
40 минут

групповая ЦТ
Кб. № 8

Итого:

72

1 группа (дистанционная форма).
№
п/п

Дата
эталон

1.

11.09

Тема

Кол-во
часов

Время
проведения
занятий

Форма занятия

Вводное занятие.

1

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

факт

Примечания

Мессенджер
Телеграмм

2.
13.09
18.09

Общие сведения
о русском языке.
Разделы науки о
русском языке.

2
2

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

3.

Фонетика.
20.09
25.09

27.09
02.10

04.10
09.10

12

Характеристика
2
согласных и
гласных звуков.
Принципы
классификации.
Звуковые законы
2
и процессы в
области гласных и
согласных звуков.

20 минут

Сегментные
единицы и их
характеристика:
звук слог,

20 минут

2

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер

13

11.10
16.10

18.10
23.10
25.10
30.10
4.

фонетическое
слово, речевой
такт, фраза.
Суперсегментные
единицы и их
характеристика:
ударение,
интонация.
Слог. Теории
слога. Принципы
слогораздела.
Анализ слоговой
структуры слова.
Морфемика.

Телеграмм

2

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

4

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

12

01.11
06.11
08.11
13.11

Морфемный
состав слова.
Виды морфем.

4

15.11
20.11
22.11
27.11

Функции морфем.
Способы
образования слов.

4

29.11
04.12
06.12
11.12

Морфемный
разбор слов.

4

5.

20 минут

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

Орфография.

14

13.12
18.12
20.12

Написание
морфем в разных
частях речи.

3

25.12
27.12
10.01

Слитное,
раздельное и
дефисное
написание слов.

3

15.01
17.01
22.01
24.01

Употребление
прописных и
строчных букв.

4

29.01
31.01
05.02
07.02

Перенос слов.

4

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

14

6.
12.02
14.02
19.02

21.02
26.02
28.02
05.03
07.03
12.03
14.03
19.03
21.03
26.03
28.03
7.
02.04
04.04
09.04
11.04
16.04
18.04
23.04
25.04
30.04
02.05
07.05
14.05

16.05
21.05
23.05
28.05

Морфология.

14

Предмет и задачи
морфологии.
Связь
морфологии с
другими
разделами языка.
Имя
существительное
как часть речи.
Общая
характеристика.
Имя
прилагательное
как часть речи.
Общая
характеристика.
Глагол как часть
речи. Общая
характеристика
глагольных форм.

3

Синтаксис.

16

Грамматическая
основа
предложения.
Односоставные и
двусоставные
предложение.
Второстепенные
члены
предложения.
Осложненные
предложения.
Простые и
сложные
предложения.
Сложносочиненн
ые и
сложноподчиненн
ые предложения.
Синтаксический
анализ
предложения.
Схема простого и
сложного
предложения.

4

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

3

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

4

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

4

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

4

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

4

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

4

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

15

8.

30.05

Итоговая
аттестация.

1

20 минут

Онлайн занятие на
платформе Сферум

Мессенджер
Телеграмм

Итого:

72

16

2.2 Раздел воспитания
Цель воспитания - гармоничное развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности.
Задачи:
- формирование знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций;
- формирование и развитие личных отношений к этим нормам,
ценностям и традициям;
- развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе,
обсуждении;
- развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- формировать активную гражданскую позицию, чувство верности
Отечеству.
Планируемые
формы
и
методы
воспитания.
Основной формой воспитания детей при реализации программы
является проведение бесед, в ходе которых обучающиеся усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение. Получают опыт
деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценности, нравственные ориентации. Участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Практические занятия (участие в олимпиадах, конкурсах) способствуют
усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (индивидуальные и коллективные беседы; рассказ,
разъяснение, дискуссии);
- метод упражнений (многократное повторение действий и поступков
детей в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и
привычек поведения: общественные поручения, культмассовая работа,
уборка учебного кабинета, игра);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
- метод одобрения и осуждения (средства метода одобрения: личная
похвала педагога; благодарность в приказе учреждения; помещение
фотографии на доску почёта. Средства метода осуждения: замечания
педагога, устный выговор);
- метод контроля (наблюдение за поведением учащихся,
индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или

общественных поручений, отчеты перед своими товарищами о своей работе
и дисциплине);
- метод переключения в деятельности.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе учреждения в котором
реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа.
Основным методом оценки результативности реализации программы
в части воспитания является педагогическое наблюдение. Оно заключается в
наблюдении за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
задач по программе.
Организационные условия:
- подбор тематического материала;
- использование простых и сложных средств;
- построение логической последовательности хода и логической
завершенности в соответствии с поставленной целью материала.
- выравнивание и просчёт по продолжительности мероприятия в
соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.
2.3 Календарный план воспитательной работы.
№
Название события
Сроки
п/п
мероприятия
«Наша родина – Россия»
сентябрь
1.
«Мама – слово дорогое»
октябрь
2.
«Семейное древо»
февраль
3.
«Международный день
апрель
4.
детской книги»
«День славянской
май
5.
письменности»

Форма
проведения
Групповая, беседа
Групповая, беседа
Групповая, беседа
Групповая, беседа
Групповая, беседа

2.4 Условия реализации программы–для реализации программы
необходимо:
1. Тетради, ручка, карандаш, линейка.
2. Учебные пособия по русскому языку.
Для реализации данной программы в режиме дистанционного обучения
необходим: компьютер или сотовый телефон с подключением к сети
18

интернет и соответствующее программное обеспечение для реализации
телекоммуникационной связи педагога с обучающимися.
2.5 Формы аттестации–контрольный урок по истечении срока реализации
программы в форме тестирования.
Форма фиксации - лист наблюдений с результатами в виде отметок: зачет
«+», либо незачет «-».
2.6 Оценочные материалы.
- наблюдение, беседа, лист наблюдений, практическое задание, контрольная
работа. (Приложение 2)
2.7 Методические материалы.
Занятия в объединении проходят успешно лишь в том случае, если дети
увлечены работой, поэтому необходимо правильно организовать работу и
методику проведения занятий.
В организации занятий целесообразно выделить следующие этапы
работы:
1. Организационная часть.
2. Повторение пройденного.
3. Изложение нового материала.
4. Подготовка к практической работе.
5. Практическое выполнение задания.
6. Заключительная беседа. Подведение итогов.
Программа включает теоретическую часть и практическую работу.
Занятия организованы таким образом, чтобы дети принимали активное
участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации рабочего
места.

19

1.
2.
3.
4.
5.

3. Список литературы.
Русский язык. Методическое пособие. 1-4 классы. / Канакина В.П. – М.:
Просвещение, 2012.
Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.
1-4 классы. / Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2012.
Правила по русскому языку, 1-4 классы, наглядные схемы и таблицы,
Жилинская А., 2015
Грамматика русского языка: 1-4 классы /Федорова М.В., Щукина Н.В. –
М.: Эксмо, 2011. - 80 с. (В помощь младшему школьнику).
Т. Л. Федорова Правила и упражнения по русскому языку 1 - 4 классы. По
прогpамме Рамзаевой. М. ЮНВЕС. 2005 320 с.
Интернет ресурсы:
мессенджер Телеграм, ВКонтакте;
платформа Сферум – для видео-конференция;
сервисы Яндекс;
https://znayka.pw/uchebniki/4-klass/russkij-yazyk-1-4-klassy-sbornikdiktantov-i-samostoyatelnyh-rabot-kanakina-shhyogoleva/
• https://fileskachat.com/view/43493_5cd9727be0b43329df746142b80f4906.
html
• https://fileskachat.com/view/20738_540cad736901572305aaf815b80376b1.
html
• https://docs.google.com/viewer?url=https%3A%2F%2Fs.11klasov.ru%2Fin
dex.php%3Fdo%3Ddownload%26id%3D11503%26viewonline%3D1

•
•
•
•

20

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс
«Занимательная грамматика»
Часть А
А1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ю?
1) та…щий снег
2) кле…щий карандаш
3) хорошо вид…щий
4) плещ…щиеся волны
А2. В каком ряду во всех словах пишется НН?
1) моче…ое яблоко, уроки не выуче…ы
2) нескоше…ая трава, медле…ый ход
3) незва…ые гости, льня…ое полотенце
4) стекля…ая посуда, были разочарова…ы
А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых пишется НН?
Запряжё(1)ые кони беше(2)о храпели и били о мостовую кова(3)ыми
копытами; их пышные гривы были украше(4)ы яркими лентами,
вплете(5)ыми накануне конюхом Архипом.
1) 1,5; 2) 3,5; 3) 1,3,5; 4) 2,4
А 4. В каком ряду НЕ пишется слитно?
1) (не)проглядная вьюга, (не)законченная работа
2) (не)видящий никого, (не)шерстяной
3) (не)большой дом, но удобный, (не)легче,
4) (не)чувствуя, (не)увидел
А5. Укажите строку, в которой все наречия пишутся через дефис:
1) (по)дружески, (в)миг, (в)низу
2) (в)слепую, (в)ничью, (в)третьих
3) (по)зимнему холодно, (волей)неволей , точь(в)точь
4) (в)пятых, (бок) о (бок), видимо(невидимо)
А6. Укажите, в каком ряду есть числительное:
1) столетний (дуб), пятерка за ответ
2) тройник, утроить
3) сто (лет), тройка (лошадей)
4) работали вшестером, шестикратный чемпион
21

А7. Найдите строку, в которой на месте пропуска во всех словах пишется
буква А:
1) предл…гать, р…стет, ук…ризна
2) пол…гать, оч…ровательный, р…скошный
3) сокр…щать, ср…стание, нас…ждать
4) насл…ждение, вопл…щение, об…ятельный
А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) не…говорчивый, бе…мятежный, ни…ходящий
2) пере…давать, и…подтишка, чере…чур
3) пр…землиться, пр…вышать, пр…ём
4) бе…церемонный, во…пылал, в…рыхлить
А9. Какое слово пишется через дефис?
1) (железно)дорожный
2) (все)таки
3) (пол)часа
4) (ис)подтишка
А10. Укажите предложение, в котором нужно выделить причастный
оборот (знаки препинания не расставлены).
1) По улице ехали машины заляпанные едкой грязью.
2) Машины везли налитые соком сосновые стволы.
3) Несколько скакавших рядом всадников вдруг свернули влево.
4) Поблескивающее звездами небо казалось еще выше.
А11.В каком предложении есть деепричастный оборот?
1) Оглядевшись, он увидел, что в комнате царит ужасный беспорядок.
2) Играя с котенком, Антошка забыл о своей беде.
3) Благодаря стараниям бабушки он получил хорошее образование.
4) Акробат медленно шел по канату и глядел только вперед.
А12. Где допущена ошибка в употреблении наречия?
1) Говори немного медленнее.
2) Пиши более разборчивее.
3) Ты отвечал лучше всех.
4) Я стал писать аккуратнее.
Часть В
Прочитайте текст.
(1)Ночью на реку упал плотный туман, не развеявшийся до самого восхода
солнца. (2) С высокого холма от старой полуразрушенной церкви открылась
удивительная картина. (3)Над спящей рекой и сбегающей к ней улицей
22

клубилось серое вспененное море. (4) Блестящие крыши крайних изб усеяны
серебряными каплями воды. (5)Рядом, дымясь, показались печные трубы,
словно корабли, выстроившиеся в походном порядке. (6)Полузатопленным
маяком торчала вершина старого развесистого тополя. (7)Первые лучи
восходящего солнца, еще не выплывшего на небосвод, коснулись макушки
тополя. (8)С восходом солнца все это застывшее море начинает оживать,
двигаясь и клубясь. (9)Люди, пораженные этой картиной, благодарили
прекрасную русскую природу за нечаянную радость, подаренную им.
В1. Напишите, чем выражено сказуемое в предложении (4).
_________________________________________________________________
В2. Из предложения (7) выпишите действительное причастие
прошедшего времени. Укажите его вид. _________________________
В3. Выпишите причастия из предложения (3).
__________________________________________________________________
В4. Разберите слово ПОКАЗАЛИСЬ по составу.
__________________________________________________________________
В5. Выпишите из предложения (1) причастный оборот и подчеркните его
как член предложения.
__________________________________________________________________
В6. Выпишите из предложения (5) деепричастие и разберите его по
составу.
__________________________________________________________________
В7. В предложении (7) найдите слово с чередующейся безударной
гласной, выпишите его.
__________________________________________________________________
В8. В предложении (4) найдите прилагательное с суффиксом –ян-,
выпишите его.
__________________________________________________________________
Часть С
Напишите развернутый ответ на вопрос: приходилось ли вам
испытывать нечаянную радость, подаренную природой?

23

Оценочный лист
по изучению разделов и тем программы объединения «Занимательная
грамматика»
Дата проведения: ____________.
Форма проведения:
№ Фамилия, имя
1
2
3
4
5
6
7
8
…
«+» - зачет; «-» незачет

Результат

Вывод: ____________________________________________________________

24

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Схема разработки индивидуального образовательного маршрута
1. Диагностика индивидуальных творческих способностей ребёнка.
2. Определение цели и постановка задач, которые должны быть достигнуты
ребёнком по окончании прохождения индивидуального образовательного
маршрута.
3. Разработка календарно-тематического плана.
4. Определение содержания календарно-тематического плана (формы
занятий, методы и приёмы, технологии, формы подведения итогов).
5. Определение способов оценки успехов освоения ребёнком
индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О.
обучающегося:_________________________________________________
Объединение:__________________________________________________
Цель:_________________________________________________________
Задачи:________________________________________________________
Срок реализации программы:_____________________________________
Название
и№
раздела
программ
ы

Названи
еи№
темы

Колво
часо
в

Формы и
методы
изучения
учебного
материал
а

Образовательны
е результаты, их
сроки

Формы
проверки
, сроки

Индивидуальны
е результаты,
сроки

25

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Д О Г О В О Р №________
о сетевом взаимодействии и сотрудничестве
с. Красное

от «___»________________20____г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр творчества (в дальнейшем МБОУ ДО Центр творчества), в лице директора
______________________________________, действующего на основании Устава, с одной
стороны и __________________________________________________________________,
именуемое
в
дальнейшем
«Образовательное
учреждение»,
в
лице
_____________________________________, действующего на основании Устава, с другой
стороны, далее именуемые совместно «Стороны», в рамках сетевого взаимодействия с
целью развития дополнительного образования заключили настоящий Договор о
нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Стороны договариваются о сетевом взаимодействии для решения следующих задач:
реализация
дополнительных
общеобразовательных
программ
различных
направленностей;
организация и проведение досуговых, массовых мероприятий;
информационно-методическое обеспечение развития дополнительного образования.
В рамках ведения сетевого взаимодействия стороны:
совместно реализуют дополнительные общеобразовательные программы в порядке,
определенном дополнительным соглашением сторон;
содействуют друг другу в организации и проведении досуговых, массовых мероприятий в
порядке, определенном дополнительным соглашением сторон;
взаимно предоставляют друг другу право пользования имуществом в установленном
законом порядке,
содействуют
информационно-методическому,
консультационному
обеспечению
деятельности друг друга в рамках настоящего договора.
1.2. Настоящий договор определяет структуру, принципы и общие правила отношений
сторон. В процессе сетевого взаимодействия по настоящему договору Стороны могут
дополнительно заключать договоры и соглашения, предусматривающие детальные
условия и процедуры взаимодействия сторон, которые становятся неотъемлемой частью
настоящего договора и должны содержать ссылку на него.
1.3. В своей деятельности стороны не ставят задач извлечения прибыли.
1.4. В случае осуществления образовательной деятельности Стороны гарантируют
наличие соответствующей лицензии.
1.5. Стороны обеспечивают соответствие совместной деятельности законодательным
требованиям. Каждая сторона гарантирует наличие правовых возможностей для
выполнения взятых на себя обязательств, предоставления финансирования, кадрового
обеспечения, наличие необходимых разрешительных документов (лицензии, разрешения
собственника имущества в случае предоставления имущества в пользование другой
стороне) и иных обстоятельств, обеспечивающих законность деятельности стороны.
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Стороны содействуют друг другу в ведении образовательной деятельности по
предоставлению образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей.

26

2.2. Стороны самостоятельно обеспечивают соответствие данной деятельности
законодательству Российской Федерации, в частности, требованиям о лицензировании
образовательной деятельности.
2.3. Стороны содействуют информационному, методическому и консультационному
обеспечению деятельности партнера по договору. Конкретные обязанности сторон могут
быть установлены дополнительными договорами или соглашениями.
2.4. В ходе ведения совместной деятельности стороны взаимно используют имущество
друг друга.
Использование имущества осуществляется с соблюдением требований и процедур,
установленных законодательством Российской Федерации, на основании дополнительных
договоров или соглашений, определяющих порядок, пределы, условия пользования
имуществом в каждом конкретном случае.
Сторона, передающая имущество в пользование партнеру по дополнительному договору
или соглашению, несет ответственность за законность такой передачи.
2.5. Стороны, используя помещения, оборудование, иное имущество партнера по договору
или соглашению, обеспечивают сохранность имущества с учетом естественного износа, а
также гарантируют целевое использование имущества в случае, если цели предоставления
имущества были указаны в дополнительном договоре или соглашении о его
предоставлении в пользование.
2.6. При реализации настоящего договора Образовательное учреждение несет
ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время их нахождения на территории, в
зданиях и сооружениях Образовательного учреждения, МБОУ ДО Центр творчества несет
ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время их нахождения на территории, в
зданиях и сооружениях МБОУ ДО Центр творчества, если иное не предусмотрено
дополнительным договором или соглашением.
3. Срок действия договора
3.1. Настоящий договор заключён до ______________. Договор автоматически
продлевается на каждый следующий год, за исключением случая, когда хотя бы одна из
сторон не позднее, чем за 10 дней до истечения срока действия договора уведомит о его
прекращении.
4. Условия досрочного расторжения договора
4.1. Настоящий Договор может быть расторгнут:
по инициативе одной из Сторон;
в случае систематического нарушения одной из Сторон условий настоящего
Договора;
в случае невозможности выполнения условий настоящего Договора с
предварительным уведомлением другой стороны за два месяца.
5. Ответственность Сторон
5.1. Стороны обязуются добросовестно исполнять принятые на себя обязательства по
настоящему Договору, а также нести ответственность за неисполнение настоящего
Договора и заключенных для его реализации дополнительных договоров и соглашений.
5.2. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по
настоящему Договору, несет ответственность перед другой Стороной в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
6. Заключительные положения
6.1. Все изменения и дополнения к настоящему Договору заключаются в письменной
форме и оформляются дополнительным соглашением, которое является неотъемлемой
частью Договора.

27

6.2. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам,
не нашедшим своего разрешения в тексте Договора, будут разрешаться путем
переговоров.
6.3. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам,
не нашедшим своего разрешения путем переговоров, будут разрешаться на основе
действующего законодательства.
6.4. Настоящий Договор составлен в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую
силу – по одному экземпляру для каждой из Сторон.
7. Адреса и реквизиты Сторон
Муниципальное бюджетное
(Наименование организации)
образовательное учреждение
Адрес:
дополнительного образования Центр
ИНН
творчества
КПП
адрес: 352010, Краснодарский край,
ОГРН
Кущевский район, с. Красное,
БИК ТОФК
ул. Ворошилова, 71
тел.
ИНН 2340018182
КПП 234001001
(должность)
ОГРН 1062340003010
БИК ТОФК 010349101
_________ /______________/
тел.: 8(861)6835798
М.П.
директор:
__________
М.П.

/______________/

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».