«Цветок» — уход за комнатными растениями

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2025 года
Протокол № 1

Утверждаю
И.о. директора МБОУ ДО ЦТ
__________/Е.С. Миндрина/
Пр. № 137 от 08.09.2025г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«

Цветок (уход за растениями)

(указывается наименование программы)

»

Уровень программы: ознакомительный

(ознакомительный, базовый или углубленный)

Срок реализации программы: 3 месяца (72ч.)

(общее количество часов)

Возрастная категория: от 6 до 17 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная, дистанционная
Вид программы: модифицированная

(типовая, модифицированная, авторская)

Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер программы в Навигаторе: 9956

Автор-составитель:
Устимова Елена Сергеевна педагог дополнительного образования

(указать ФИО и должность разработчика)

с. Красное, 2025

Содержание

1.1
1.2
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.

Нормативно – правовая база.
Раздел
1.
«Комплекс
основных
характеристик
образования»
Пояснительная записка программы.
Цель и задачи.
Учебный план и содержание образовательной программы.
Планируемые результаты.
Раздел 2. «Комплекс организационно – педагогических
условий».
Календарный учебный график.
Раздел воспитания
Календарный план воспитательной работы
Условия реализации программы.
Формы аттестации.
Оценочные материалы.
Методические материалы.
Список литературы
Приложения

4-5
6-8
8-9
9-10
10-11
12-15
16-17
17-18
18
18
18
19-20
21

2

Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной
Думой 21.12.2013;
2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждённая распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р;
4. Национальный проект «Молодежь и дети» от 01.04.2024г.
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо
Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242;
6. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных программ
с применением дистанционных образовательных технологий, письмо
Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04;
7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего одной
из национальных целей развития Российской Федерации предоставление
возможности для самореализации и развития талантов;
8. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
9. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391
от 05.08.2020 (ред. от 22.02.2023г.) «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
11. Методические рекомендации Регионального модельного центра
дополнительного образования детей Краснодарского края по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, 2024г.
12. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (гл.VI);
13. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодёжи»;
3

14. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования Центр творчества.
Введение.
Привлечение внимания детей к естественнонаучной деятельности в
настоящее время играет большую роль в воспитании у подрастающего
поколения чувства личной ответственности за сохранение биологического
равновесия на Земле. Декоративное растениеводство, являясь одним из
важных направлений в благоустройстве территории, может заинтересовать и
существенно расширить знания и практические умения детей в области
экологии. В связи, с чем определяется необходимость реализации в сфере
дополнительного образования общеразвивающей программы «Цветок».
1.
Комплекс
основных
характеристик
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.

дополнительной

Направленность программы дополнительного образования «Цветок» естественнонаучная, так как направлена на формирование научной картины
мира и удовлетворения познавательных интересов обучающихся в области
естественных наук, развитие у них исследовательской активности.
Социальная и экономическая сферы – это две важнейшие области
развития общества. Развитие сферы образования должно быть ориентировано
на повышение доступности и качества образования, подготовку
квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования,
способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень
своей квалификации, использовать свои знания, навыки и компетенции,
полученные
в
процессе
обучения.
Дополнительное
образование
рассматривается как фактор влияния на социально-экономическое развитие:
позволяет быть в курсе современных достижений научно-технического
прогресса,
развивать
инновационную
деятельность,
повышать
конкурентоспособность, сберегать и развивать социокультурный потенциал
страны. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
позволяют не только наиболее полно обеспечит право ребёнка на развитие и
свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит
личностное и профессиональное самоопределение, но и способствует
улучшению социальной и экономической обстановки в муниципалитете, в
регионе и государстве.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования Кущёвкий район и всего региона в целом, в
соответствии
со
стратегией
социально-экономического
развития
муниципального образования Кущевский район, утвержденной Решением
4

совета муниципального образования Кущевский район от 16 декабря 2020
года.
Актуальность программы. Воспитание экологической культуры, это
одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к
природе.
Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности,
согласуются со способностью жить в гармонии с окружающей природной
средой. Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и
отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя.
Образовательная программа включает в себя воспитательную
работу, которая направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения
обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Каждое учебное занятие содержит в себе воспитательный компонет.
Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между педагогами и его
учащимися, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на
занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение учащихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной
деятельности и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
занятия через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор;
- включение в занятия игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в объединении, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа
направлена на воспитание и разностороннее развитие обучающихся,
расширение их кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Дети учатся
устанавливать связи, обнаруживать причины и следствия, решать проблемные
ситуации.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной
программы «Цветок» от уже существующих является то, что она направлена
на развитие коммуникативных навыков у обучающихся, т.е. навыков передачи
своего жизненного опыта, экологических знаний в кругу общения. Также
5

данная программа способствует развитию у обучающихся экологической
грамотности, экологической культуры.
Программа может реализовываться в сетевой и комбинированной
форме, используя площади и ресурсы образовательных организаций и
учреждений культуры. Организация-участник принимает участие в
реализации программы, предоставляя ресурсы для осуществления
образовательной деятельности по программе.
В этом случае с организацией-участником заключается Договор о
сетевом взаимодействии и сотрудничестве между организациями
(Приложение 3).
Особенности организации образовательного процесса.
Условия
приёма
детей:
запись
на
дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через
систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/
Возможна реализация программы с применением дистанционных
технологий: Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайнобучение.
Онлайн-обучение:
• Видеоконференция на платформе Сферум;
• Чат (онлайн-консультация);
• Видео-консультирование.
Офлайн-обучение:
• Мессенджер Телеграмм; ВКонтакте;
• Электронная почта;
• Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия;
• Мастер-классы, презентации.
• Видео-уроки
• Дистанционные конкурсы
Основной вид деятельности – самообучение, организуемое посредством
взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами, при этом
контакты
с
другими
участниками
образовательного
процесса
минимизированы. Электронное обучение с применением дистанционных
педагогических технологий расширяет возможность самостоятельного поиска
информационно-познавательных
ресурсов,
т.е.
находить
нужную
информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Адресат программы. Возраст обучающихся, участвующих в
реализации программы от 6 до 17 лет.
В составе группы могут обучаться дети с особыми
образовательными потребностями: дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети-инвалиды, талантливые (одарённые) дети, дети, находящиеся в
6

трудной жизненной ситуации, если для их обучения не требуется создания
специальных условий.
В
программе
предусмотрена
возможность
занятий
по
индивидуальной образовательной траектории (индивидуальный учебный
план) для детей с особыми образовательными потребностями (Приложение 2).
Работа по индивидуальным образовательным траекториям включает в
себя следующие этапы:
- диагностика уровня развития и интересов ребёнка;
- определение цели и задач, видов деятельности;
- определение времени;
- разработка учебно-тематического плана;
- разработка содержания, формы работы и оценивания знаний.
Объём программы: 72 часа.
Формы обучения: очная, дистанционная.
Форма работы - групповая.
Срок освоения программы: 3 месяца.
Режим занятий. Занятия проводятся – 2 раза в неделю по 3 часа.
В дистанционном режиме: дети от 7 до 11 лет - 20 минут, от 11 до 17
лет – 30 минут.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы развитие
растениеводству.

интереса

детей

к

природе,

Задачи программы:
Предметные:
- формирование знаний о биологических особенностях декоративных
растений, необходимых для понимания значимых зависимостей и связей,
существующих в мире природы;
- знакомство с
теоретическими и практическими основами
выращивания цветочно-декоративных растений.
Личностные:
- воспитать у ребят любовь к природе;
- воспитывать ответственность за сохранность живой природы;
- воспитывать бережное отношение к жизни, ценность жизни;
- формирование навыка владения техническими средствами обучения и
программами;
- формирование навыка самостоятельного поиска информации на
сайтах, блогах и т.д.;

7

Метапредметные:
- развитие коммуникативных навыки, с целью распространения
экологических знаний, умений среди обучающихся;
- развитие у детей познавательного интереса к исследовательской и
проектной деятельности в области декоративного растениеводства;
- развитие умения работать дистанционно индивидуально;
- развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать
собственную деятельность;
- развитие навыка использования социальных сетей в образовательных
целях.
1.3 Содержание программы:
-учебный план -

№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.

6.

Наименование раздела,
темы

Вводное занятие.
Инструменты и
материалы.
Связь между человеком и
природой.
Поделки из природных
материалов.
Жизненные формы
растений. Ассортимент
комнатных растений.
Сказки. Загадки. Легенды.
Стихи.
Наблюдение за ростом
растений, уход за ними.
Итого:

2
1

Количество часов
Теори Практ Контроль
я
ика
2
1
-

-

6

1

5

-

Беседа

21

2

19

-

21

6

15

-

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

21

5

15

1

72

16

55

1

Всего

Формы
аттестации
контроля

Фото отчет,
презентация

-содержание учебно-тематического планаТема №1 Вводное занятие – 2 часа.
Теория (2 час).
Предусматривает ознакомление с правилами
внутреннего распорядка в учебном заведении, в объединении и программой
обучения. Знакомство с детьми. Техника безопасности.
Тема № 2 Инструменты и материалы – 1 час.
Теория (1 час). Включает в себя: подготовку инструментов и
приспособлений для изготовления поделок из природных материалов.

8

Тема № 3 Связь между человеком и природой – 6 часов.
Теория (1 час). Беседа с детьми по данной теме, о том, как человек
пагубно влияет на природу и её ресурсы, может ли человек выжить без
окружающего мира живой природы, и как можно сохранить природу живой.
Практика (5 часов). Выполнение проекта.
Тема № 4. Поделки из природных материалов – 21 час.
Теория (2 часа). Ознакомление детей с предметами природных
материалов, и что можно из них сделать.
Практика (19 часов). Изготовление поделок.
Тема № 5 Жизненные формы растений. Ассортимент комнатных
растений. Сказки. Загадки. Легенды. Стихи – 21 час.
Теория (6 часов). Биологические особенности комнатных растений:
- растения влажных тропических лесов;
- растения субтропиков;
- растения пустынь.
Знакомство с комнатными растениями по плану: название, внешний вид,
родина растений, биологические особенности. Паспортизация растений.
Ознакомление с комнатными растениями, используемыми для
озеленения помещений. Суккуленты, лианы, ампельные растения,
декоративно – лиственные и красивоцветущие. Значение комнатных растений
в жизни человека. Лекарственные и ядовитые растения.
Практика (15 часов). Изготовление поделки «Комнатный цветок в
подарок». Рисуем любимый цветок. Изготовление паспортов растений.
Определение растений, распределение по классам.
Тема №6 Наблюдение за ростом растений, уход за ними – 21 час.
Теория (5 часов). Ознакомление детей, как нужно ухаживать за
живыми растениями. Размещение комнатных растений. Полив и банный день.
Подготовка почвы и пересадка. Пикировка. Подкормка и размножение.
Наиболее распространенные вредители комнатных растений: паутинные
клещики, тли, щитовка. Болезни комнатных растений: гниль, ржавчина и
меры борьбы с ними.
Практика (16 часов). Наблюдения и уход за живыми растениями.
Итоговое занятие.

9

1.4 Планируемые результаты.
По окончанию изучения программы ознакомительного уровня
обучающиеся будут знать:
• Технику безопасности при работе с бытовыми орудиями труда, правила
поведения в коллективе, в обществе.
• Инструменты и материалы, необходимые для работы.
• Основные правила ухода за комнатными растениями.
Будут уметь:
• Высаживать семена и растения в контейнеры.
• Использовать свои наблюдения в уходе за растениями.

10

2. Комплекс организационно - педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
№

Дата
этало
н

1

2

3

4

Тема занятия

факт
Вводное занятие.
Знакомство с
образовательной
программой, инструктаж по
технике безопасности.
Инструменты и
материалы.
инструктаж по технике
безопасности
Связь между человеком и
природой.
Пагубное воздействие
человека на природу.
Проект: «Сохраним природу
живой»
Поделки из природных
материалов.
Ореховая гусеница.
Ёжик.
Композиции из цветов.
Композиции из цветов.
Аквариум.
Аквариум
Аквариум.

5

Время
проведен
ия

Жизненные формы
растений. Ассортимент
комнатных растений.
Сказки. Загадки. Легенды.
Стихи.
Биологические особенности
комнатных растений
Знакомство с комнатными
растениями по плану:
название, внешний вид,
родина растений,

Колво
часов

Форма
занятия

Место
проведе
ния

группов
ая

ЦТ Кб.
№18

группов
ая

ЦТ Кб.
№18

группов
ая
группов
ая

ЦТ Кб.
№18
ЦТ Кб.
№18

группов
ая
группов
ая
группов
ая
группов
ая
группов
ая
группов
ая
группов
ая

ЦТ Кб.
№18
ЦТ Кб.
№18
ЦТ Кб.
№18
ЦТ Кб.
№18
ЦТ Кб.
№18
ЦТ Кб.
№18
ЦТ Кб.
№18

группов
ая
группов
ая

ЦТ Кб.
№18
ЦТ Кб.
№18

2
2 занятия
по 40
минут

1
40 минут

6
3 занятия
по 40 мин.
3 занятия
по 40 мин.

3

3 занятия
по 40 мин.
3 занятия
по 40 мин.
3 занятия
по 40 мин.
3 занятия
по 40 мин.
3 занятия
по 40 мин.
3 занятия
по 40 мин.
3 занятия
по 40 мин.

3

3 занятия
по 40 мин.
3 занятия
по 40 мин.

3

3
21

3
3
3
3
3
3
21

3

Прим
еча
ние

биологические особенности.
Знакомство с комнатными
растениями по плану:
название, внешний вид,
родина растений,
биологические особенности.
Паспортизация растений.
Паспортизация растений.

6

Значение комнатных
растений в жизни человека.
Лекарственные и ядовитые
растения.
Изготовление поделки
«Комнатный цветок в
подарок»;
Наблюдение за ростом
растений, уход за ними
Подготовка грунта, горшков,
посадочного материала
Высадка рассады.
Высадка рассады.
Наблюдения за появлением
первых ростков. Уход за
растениями.
Высадка рассады в горшки.
Болезни комнатных
растений: гниль, ржавчина и
меры борьбы с ними.
Вредители комнатных
растений: паутинные
клещики, тли, щитовка
вредители комнатных
растений: паутинные
клещики, тли, щитовка.
Итоговая аттестация

Итого:

3 занятия
по 40 мин.

3

группов
ая

ЦТ Кб.
№18

3 занятия
по 40 мин.
3 занятия
по 40 мин.
3 занятия
по 40 мин.

3

группов
ая
группов
ая
группов
ая

ЦТ Кб.
№18
ЦТ Кб.
№18
ЦТ Кб.
№18

3 занятия
по 40 мин.

3

группов
ая

ЦТ Кб.
№18

группов
ая
группов
ая
группов
ая
группов
ая

ЦТ Кб.
№18
ЦТ Кб.
№18
ЦТ Кб.
№18
ЦТ Кб.
№18
ЦТ Кб.
№18

группов
ая
группов
ая

ЦТ Кб.
№18
ЦТ Кб.
№18

3
3

21
3 занятия
по 40 мин.
3 занятия
по 40 мин.
3 занятия
по 40 мин.
3 занятия
по 40 мин.

3

3 занятия
по 40 мин.
3 занятия
по 40 мин.

3

2 занятия
по 40 мин.

2

группов
ая

ЦТ Кб.
№18

40 минут

1

группов
ая

ЦТ Кб.
№18

3
3
3

3

72

Практ
ическ
ое
задан
ие

12

2.2 Раздел воспитания
Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребёнка,
формирование культуры здорового образа жизни, подготовка и проведение
коллективных творческих дел.
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к экологии, природе;
- развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе,
обсуждении;
- развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и
окружающего мира;
- формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту
профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами
выбора профессии;
- формировать активную гражданскую позицию, чувство верности
Отечеству.
Планируемые
формы
и
методы
воспитания.
Основной формой воспитания детей при реализации программы
является проведение бесед, в ходе которых обучающиеся усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение. Получают опыт
деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценности, нравственные ориентации. Участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Практические занятия (участие в конкурсах, выставках) способствуют
усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (индивидуальные и коллективные беседы; рассказ,
разъяснение, дискуссии);
- метод упражнений (многократное повторение действий и поступков
детей в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и
привычек поведения: общественные поручения, культмассовая работа, уборка
учебного кабинета, игра);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
- метод одобрения и осуждения (средства метода одобрения: личная
похвала педагога; благодарность в приказе учреждения; помещение
фотографии на доску почёта. Средства метода осуждения: замечания педагога,
устный выговор);
- метод контроля (наблюдение за поведением учащихся, индивидуальные
беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений,
отчеты перед своими товарищами о своей работе и дисциплине);
- метод переключения в деятельности.

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе учреждения в котором
реализуется
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа.
Основным методом оценки результативности реализации программы в
части воспитания является педагогическое наблюдение. Оно заключается в
наблюдении за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих задач
по программе.
Организационные условия:
- подбор тематического материала;
- использование простых и сложных средств;
- построение логической последовательности хода и логической
завершенности в соответствии с поставленной целью материала.
- выравнивание и просчёт по продолжительности мероприятия в
соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.
Календарный план воспитательной работы.
№
п/п

Название, события,
мероприятия

Сроки

Форма
проведения

1.

Пагубное воздействие
человека на природу.

сентябрь

Групповая,
беседа

2.

История праздника «День
народного единства»

октябрь

Групповая,
беседа

3.

«Моя семья – мое
богатство!»

ноябрь

Групповая,
беседа

Направление
Формирование
экологической
культуры, понимания
влияния социальноэкологических
процессов на природу,
в том числе на
глобальном уровне,
своей личной
ответственности за
действия в природной
среде, бережливости в
использовании
природных ресурсов.
Патриотическое
воспитание.
Формирование
сознания единства с
народом России и РФ.
Воспитание значения
семьи в жизни человека
и общества, заботливое
отношение к членам
семьи. Выработка
чувства любви и
14

уважения к женщине –
матери.

2.3 Условия реализации программы – для реализации программы
необходимо:
1.

Инструменты (клей, ножницы).

2.

Материал (природный).

3.

Учебные пособия по изготовлению поделок.

4.

Учебные пособия по исследованию флоры.

Для реализации данной программы в режиме дистанционного
обучения необходимо: компьютер с подключением к сети интернет и вебкамерой, видеокамера для записи офлайн видео-урока, соответствующее
программное обеспечение для реализации телекоммуникационной связи
педагога с обучающимися.
Кадровое
обеспечение:
программу
реализуют
дополнительного образования, имеющие соответствующий
квалификации по профилю (направлению) деятельности.

педагоги
уровень

2.4 Формы аттестации.
Для полноценной реализации данной
программы используется итоговая аттестация, которая проводится по
окончанию изучения программы.
Форма аттестации - практическое задание по пройденным темам.
Форма фиксации - лист наблюдений с результатами в виде отметок:
зачет «+», либо незачет «-».
2.5 Оценочные материалы
- наблюдение, опрос детей в устной форме, беседа, лист наблюдений,
практическое задание, творческая работа.
2.6 Методические материалы. Главный методологический принцип
преподавания – освоение закономерностей поведения в обществе и наедине с
природой. В проведении занятий используются следующие методы обучения –
словесный и наглядный, индивидуальный и групповой.
Беседа;
Самостоятельная работа;
Наблюдения;
15

Анализ;
Экспериментальная деятельность;
Исследовательская деятельность.
Игровое начало – основа всех упражнений и заданий, предусмотренных
программой. Это увеличивает объём изучаемого материала и снижает
утомляемость детей. Даёт выход избыточной энергии и помогает детям
реализовать инстинкт подражания. Она полезна для тренировки навыков,
необходимых в разных делах. И предоставляет удовлетворять потребность в
отдыхе и разрядке. Компенсируются вредные побуждения и невыполнимые в
реальной жизни желания. Дети испытывают потребность в игре. В игре же
формируются их эстетические запросы.
Программа расширяет познания обучающихся в области экологии, даёт
возможность проведения самостоятельной исследовательской работы. Они
активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а
также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние
окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать
решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических
нарушений любить, ценить и оберегать окружающую их природу.

16

3. Список литературы.
1. Валентина Чиприани Уникальные поделки из природных материалов.
Материалы, идеи, техники. 2011г
2. Г.И. Первертень - Серия «Поделки своими руками» - 2011г.
3. Энциклопедия комнатного цветоводства. – Харьков: Книжный Клуб
Семейного Досуга», 2005. – 512с.
4. Л.С.Конева Самая нужная книга о комнатных растениях Минск:
Харвест, 2013.-320с
5. Н.М. Конышева – Наш рукотворный мир: Учебник технологии 3
класс,4-е изд., перераб. И доп.- Смоленск: Издательство « Ассоциация ХХL
век», 2004г.-144с.
6. Интернет ресурсы:
https://klumba-plus.ru/katalog-komnatnyh-cvetov.html
https://otravlen.info/yady/jadovitye-lekarstvennye-rastenija.html
http://www.kakprosto.ru/kak-24253-kak-vyrastit-rassadu-doma
http://www.liveinternet.ru/users/4027220/post312736622
http://www.infoniac.ru/news/Podelki-iz-prirodnogo-materiala-svoimirukami.html
• www.youtube.com

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

мессенджер Телеграмм;
платформа Сферум – для видео-связи;
сервисы Яндекс;
https://stranamasterov.ru;
www.livemaster.ru.

17

Приложение № 1
к образовательной программе «Цветок»
Текущая аттестация
Объединение «Цветок»
Дата проведения: _____________________________
Тема: Текущая аттестация.
Форма контроля - опрос.
Уровень оценки: зачёт «+», не зачёт «-»

№
1
2
3
4
5
6
7
8

Результаты опроса:
Экзаменационный лист.
Фамилия, имя

«+» - зачет; «-» незачет

Педагог дополнительного образования: Устимова Е.С.____________

18

Приложение № 2
к образовательной программе «Цветок»
Схема разработки индивидуального образовательного маршрута
1. Диагностика индивидуальных творческих способностей ребёнка.
2. Определение цели и постановка задач, которые должны быть достигнуты
ребёнком по окончании прохождения индивидуального образовательного
маршрута.
3. Разработка календарно-тематического плана.
4. Определение содержания календарно-тематического плана (формы занятий,
методы и приёмы, технологии, формы подведения итогов).
5. Определение способов оценки успехов освоения ребёнком индивидуального
образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О.
обучающегося:_________________________________________________
Объединение:__________________________________________________
Цель:_________________________________________________________
Задачи:________________________________________________________
Срок реализации программы:_____________________________________
Название
и№
раздела
программ
ы

Названи
еи№
темы

Колво
часо
в

Формы и
методы
изучения
учебного
материал
а

Образовательны
е результаты, их
сроки

Формы
проверки
, сроки

Индивидуальны
е результаты,
сроки

19

Приложение № 3
к образовательной программе «Цветок»
Д О Г О В О Р №________
о сетевом взаимодействии и сотрудничестве
с. Красное

от «___»________________20____г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр творчества (в дальнейшем МБОУ ДО Центр творчества), в лице директора
______________________________________, действующего на основании Устава, с одной
стороны и __________________________________________________________________,
именуемое
в
дальнейшем
«Образовательное
учреждение»,
в
лице
_____________________________________, действующего на основании Устава, с другой
стороны, далее именуемые совместно «Стороны», в рамках сетевого взаимодействия с
целью развития дополнительного образования заключили настоящий Договор о
нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Стороны договариваются о сетевом взаимодействии для решения следующих задач:
реализация дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей;
организация и проведение досуговых, массовых мероприятий;
информационно-методическое обеспечение развития дополнительного образования.
В рамках ведения сетевого взаимодействия стороны:
совместно реализуют дополнительные общеобразовательные программы в порядке,
определенном дополнительным соглашением сторон;
содействуют друг другу в организации и проведении досуговых, массовых мероприятий в
порядке, определенном дополнительным соглашением сторон;
взаимно предоставляют друг другу право пользования имуществом в установленном
законом порядке,
содействуют
информационно-методическому,
консультационному
обеспечению
деятельности друг друга в рамках настоящего договора.
1.2. Настоящий договор определяет структуру, принципы и общие правила отношений
сторон. В процессе сетевого взаимодействия по настоящему договору Стороны могут
дополнительно заключать договоры и соглашения, предусматривающие детальные условия
и процедуры взаимодействия сторон, которые становятся неотъемлемой частью настоящего
договора и должны содержать ссылку на него.
1.3. В своей деятельности стороны не ставят задач извлечения прибыли.
1.4. В случае осуществления образовательной деятельности Стороны гарантируют наличие
соответствующей лицензии.
1.5. Стороны обеспечивают соответствие совместной деятельности законодательным
требованиям. Каждая сторона гарантирует наличие правовых возможностей для
выполнения взятых на себя обязательств, предоставления финансирования, кадрового
обеспечения, наличие необходимых разрешительных документов (лицензии, разрешения
собственника имущества в случае предоставления имущества в пользование другой
стороне) и иных обстоятельств, обеспечивающих законность деятельности стороны.
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Стороны содействуют друг другу в ведении образовательной деятельности по
предоставлению образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей.

20

2.2. Стороны самостоятельно обеспечивают соответствие данной деятельности
законодательству Российской Федерации, в частности, требованиям о лицензировании
образовательной деятельности.
2.3. Стороны содействуют информационному, методическому и консультационному
обеспечению деятельности партнера по договору. Конкретные обязанности сторон могут
быть установлены дополнительными договорами или соглашениями.
2.4. В ходе ведения совместной деятельности стороны взаимно используют имущество друг
друга.
Использование имущества осуществляется с соблюдением требований и процедур,
установленных законодательством Российской Федерации, на основании дополнительных
договоров или соглашений, определяющих порядок, пределы, условия пользования
имуществом в каждом конкретном случае.
Сторона, передающая имущество в пользование партнеру по дополнительному договору
или соглашению, несет ответственность за законность такой передачи.
2.5. Стороны, используя помещения, оборудование, иное имущество партнера по договору
или соглашению, обеспечивают сохранность имущества с учетом естественного износа, а
также гарантируют целевое использование имущества в случае, если цели предоставления
имущества были указаны в дополнительном договоре или соглашении о его
предоставлении в пользование.
2.6. При реализации настоящего договора Образовательное учреждение несет
ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время их нахождения на территории, в
зданиях и сооружениях Образовательного учреждения, МБОУ ДО Центр творчества несет
ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время их нахождения на территории, в
зданиях и сооружениях МБОУ ДО Центр творчества, если иное не предусмотрено
дополнительным договором или соглашением.
3. Срок действия договора
3.1. Настоящий договор заключён до ______________. Договор автоматически
продлевается на каждый следующий год, за исключением случая, когда хотя бы одна из
сторон не позднее, чем за 10 дней до истечения срока действия договора уведомит о его
прекращении.
4. Условия досрочного расторжения договора
4.1. Настоящий Договор может быть расторгнут:
по инициативе одной из Сторон;
в случае систематического нарушения одной из Сторон условий настоящего
Договора;
в случае невозможности выполнения условий настоящего Договора с
предварительным уведомлением другой стороны за два месяца.
5. Ответственность Сторон
5.1. Стороны обязуются добросовестно исполнять принятые на себя обязательства по
настоящему Договору, а также нести ответственность за неисполнение настоящего
Договора и заключенных для его реализации дополнительных договоров и соглашений.
5.2. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по
настоящему Договору, несет ответственность перед другой Стороной в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
6. Заключительные положения
6.1. Все изменения и дополнения к настоящему Договору заключаются в письменной
форме и оформляются дополнительным соглашением, которое является неотъемлемой
частью Договора.
6.2. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам, не
нашедшим своего разрешения в тексте Договора, будут разрешаться путем переговоров.
21

6.3. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам, не
нашедшим своего разрешения путем переговоров, будут разрешаться на основе
действующего законодательства.
6.4. Настоящий Договор составлен в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую
силу – по одному экземпляру для каждой из Сторон.
7. Адреса и реквизиты Сторон
Муниципальное бюджетное
(Наименование организации)
образовательное учреждение
Адрес:
дополнительного образования Центр
ИНН
творчества
КПП
адрес: 352010, Краснодарский край,
ОГРН
Кущевский район, с. Красное,
БИК ТОФК
ул. Ворошилова, 71
тел.
ИНН 2340018182
КПП 234001001
(должность)
ОГРН 1062340003010
БИК ТОФК 010349101
_________ /______________/
тел.: 8(861)6835798
М.П.
директор:
__________
М.П.

/______________/

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».