«Акварелька» — рисование для дошкольников

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2025 года
Протокол № 1

Утверждаю
И.о директора МБОУ ДО ЦТ
__________/Е.С. Миндрина/
Пр. № 137 от 08.09.2025г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«

Акварелька (рисование)

(указывается наименование программы)

»

Уровень программы: ознакомительный

(ознакомительный, базовый или углубленный)

Срок реализации программы: 1 год: 72 часа

(общее количество часов)

Возрастная категория: от 4 до 7 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная, дистанционная
Вид программы:

модифицированная

(типовая, модифицированная, авторская)

Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер программы в Навигаторе: 530

Автор-составитель:
Фомина Ирина Эдуардовна педагог дополнительного образования

(указать ФИО и должность разработчика)

с. Красное, 2025г.

СОДЕРЖАНИЕ
I

раздел.

Комплекс

основных

характеристик

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1.Пояснительная записка………………. ……………………...6-9
1.2. Цель и задачи программы……………………………………9-10
1.3.Содержание программы. …………….…………………….…10-11
1.4. Планируемые результаты…………………………………….11-12
II раздел. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1.Календарный учебный график……………………………..….13-15
2.2. Раздел воспитания……………………………………………...16-18
2.3.Условия реализации программы…………………………..…..18
2.4. Формы аттестации……………………………………………..18
2.5.Оценочные материалы………………………………….…..….18
2.6.Методические материалы……………………………………..18-19
3.Список литературы………………………………………………20
Приложения………………………………………………………...21-25

2

Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной
Думой 21.12.2013;
2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678р;
4. Национальный проект «Молодежь и дети» от 01.04.2024г.
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо
Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242;
6. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий,
письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04;
7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего
одной из национальных целей развития Российской Федерации
предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
8. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
9. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391
от 05.08.2020 (ред. от 22.02.2023г.) «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
11. Методические рекомендации Регионального модельного центра
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края
по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ, 2024г.
12. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (гл.VI);
13. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4
3

3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодёжи»;
14. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования Центр творчества.
Введение.
Рисование является одним из лучших средств развития
наблюдательности,
памяти,
мышления,
воображения.
Поэтому
рекомендуется шире вводить рисование в процесс обучения и как
самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения
при изучении других предметов. Традиционная классификация методов
обучения становиться узкой, не позволяющей решить все задачи, поэтому
необходимо проводить нетрадиционные занятия, сочетание разных способов
изображения предметов и явлений действительности, использование методов
развивающего обучения.
Для развития творчества важно все, что значимо для ребенка, что ему
интересно, вызывает положительное отношение.
Для развития творчества детям необходимо приобрести определенные
знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности,
которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть
необходимо
целенаправленное
обучение
детей,
освоение
ими
художественного опыта.
Опыт показывает, что занятия рисованием способствуют активному
развитию у ребёнка:
- сенсорного восприятия;
- глазомера;
- логического мышления;
- воображения;
- волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до
конца и т.п.);
- художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки и опыт
рисования.
Создавая красивые картинки своими руками, видя результаты своей
работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции,
испытывают удовольствие, хорошее настроение.
Профориентация детей является одним из важнейших факторов
правильного выбора будущей профессии. Целью профориентационной
работы в дополнительном образовании является выработка у обучающихся
сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в
соответствии со своими возможностями, способностями и учётом рынка
труда. На занятиях обучающиеся познакомятся с востребованными в
Краснодарском крае профессиями и профессиями, которые представлены в
«Атласе новых профессий».
4

I раздел
Комплекс
основных
характеристик
общеобразовательной общеразвивающей программы.

дополнительной

1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы – художественная, направлена на
развитие творческих способностей и воспитание личности ребенка.
Социальная и экономическая сферы – это две важнейшие области
развития общества. Развитие сферы образования должно быть ориентировано
на повышение доступности и качества образования, подготовку
квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования,
способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень
своей квалификации, использовать свои знания, навыки и компетенции,
полученные в процессе обучения. Дополнительное образование
рассматривается как фактор влияния на социально-экономическое развитие:
позволяет быть в курсе современных достижений научно-технического
прогресса,
развивать
инновационную
деятельность,
повышать
конкурентоспособность, сберегать и развивать социокультурный потенциал
страны.
Дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы позволяют не только наиболее полно обеспечит право ребёнка на
развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых
происходит личностное и профессиональное самоопределение, но и
способствует улучшению социальной и экономической обстановки в
муниципалитете, в регионе и государстве.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования Кущёвкий район и всего региона в целом, в
соответствии
со
стратегией
социально-экономического
развития
муниципального образования Кущевский район, утвержденной Решением
совета муниципального образования Кущевский район от 16 декабря 2020
года.
Новизна программы: заключается в создании условий для детского
художественного - творчества позволяющие педагогу естественно создать
атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового,
где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и
способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая
работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя.
Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в
деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается
согласно логике культурно-исторического процесса.
5

Актуальность программы: занятия в объединении позволяют
развивать у детей не только художественные способности, но и
коммуникативные навыки в процессе рисования.
А так же образовательная программа включает в себя
воспитательную работу, которая направлена на приобщение обучающихся
к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе, решение проблем гармоничного
вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Каждое учебное занятие содержит в себе воспитательный компонент.
Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между педагогами и его
учащимися, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на
занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение учащихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы
учебной деятельности и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
занятия через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор;
- включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в объединении.
Педагогическая целесообразность программы - одно из основных
направлений современной школы и системы дополнительного образования –
усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса,
дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в
соответствии с поставленными целями и задачами.
Адресат программы
Принимаются дети школьного возраста от 6 до 10 лет не имеющие
предварительной подготовки. Набор в группу осуществляется на основе
желания и способностей детей, с различной степенью сформированности
интересов и мотивации, без специального отбора и не имеющих
противопоказаний по здоровью. Группы формируются в соответствии с
возрастными особенностями.
В составе группы могут обучаться дети с особыми
образовательными потребностями: дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети-инвалиды, талантливые (одарённые) дети, дети, находящиеся
6

в трудной жизненной ситуации, если для их обучения не требуется создания
специальных условий.
В программе предусмотрена возможность занятий по
индивидуальной образовательной траектории (индивидуальный учебный
план) для детей с особыми образовательными потребностями (Приложение
2).
Работа по индивидуальным образовательным траекториям включает в
себя следующие этапы:
- диагностика уровня развития и интересов ребёнка;
- определение цели и задач, видов деятельности;
- определение времени;
- разработка учебно-тематического плана;
- разработка содержания, формы работы и оценивания знаний.
Формы обучения и режим занятий
Форма обучения: очная, дистанционная.
Уровень программы: ознакомительный.
Общее количество часов – 72 часа.
– занятия проводятся 1 раз в неделю, по 2 часа, (академический час
продолжительностью 30 минут.), с перерывами между занятиями 10 минут.
В дистанционном режиме: 2 часа по 15 минут, с перерывом 15 минут.
Наполняемость группы: до 15 человек.
Количество часов в неделю и наполняемость групп программы
соответствуют требованиям СанПина.
Для повышения качества образования, его доступности. Вовлечения
максимального количества учащихся, проживающих в отдельных
территориях муниципалитета, любой тематический раздел программы может
реализовываться с использованием дистанционных технологий, возможно
проведение дистанционных занятий через Интернет (VK Мессенджер и
Сферум).
В условиях удаленного обучения используются (дистанционные,
образовательные технологии), кейс-технологии (электронное обучение):
- пересылка учебных материалов (текстов, презентаций, видео, аудио и др.)
по телекоммуникационным каналам (электронная почта);
- самообучение, реализуемое при помощи использования образовательных
ресурсов, при этом контакты с другими участниками образовательного
процесса минимальны;
- видео-занятия;
- чат (онлайн консультации);
- онлайн практические задания;
- индивидуальные консультации;
7

- дистанционное тестирование и самооценка знаний умений и навыков.
Педагогом используются асинхронные учебные системы. В случае
необходимости, учащиеся получают информацию в созданных группах
Сферум, Телеграмм, Контакт, смс сообщениями и ссылками на учебные
пособия и ролики в интернете.
Обучение проходит в три этапа:
1 этап (создание мотивации):
- сообщение темы и цели занятия;
- подготовка к восприятию нового материала (теоретические вопросы);
- ознакомление с рисунком или изделием, которое предстоит выполнить,
его характеристиками;
- подготовка материала и инструмента.
2 этап (практический).
3 этап (контрольный).
Показ учащимся выполненной работы. Оценка правильности и качества
работы педагогом.
Формы организации деятельности детей на занятиях: групповые.
Материал ознакомительной программы рассчитан на работу с детьми
дошкольного возраста. При реализации учитываются возрастные
особенности детей, которым адресована программа. Развитие ребенка
обусловлена ведущей познавательной деятельностью, они общительны и
эмоциональны, поэтому учебный процесс во многом определяется игровой
деятельностью.
Состав групп постоянный, разновозрастной, разного пола.
Занятия групповые с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Виды занятий: программой предусмотрено проведение бесед,
дискуссий, комбинированных занятий, праздников, соревнований, ролевых
игр, мастер-классов, видео-уроков, самостоятельных работ.
Форма занятия:
- наглядный - практический качественный показ;
- словесный - объяснения, желательно образное;
- игровой - учебный материал в игровой форме;
- творческий - самостоятельное создание детьми поделок;
Формы проведения занятий: беседа, мастер-класс, выставка,
конкурс, защита проектов, игра-путешествие, практическое занятие,
открытое занятие, творческая мастерская, творческий отчёт, экскурсия.
Применяются инновационные технологии: коллективное творческое дело
(КТД), дискуссии.
- особенности организации образовательного процесса.

8

включает в себя изучение двух различных видов: изобразительного и
декоративно – прикладного искусства. Рисование и работа с бумагой (разные
виды аппликация).
Условия
приёма
детей:
запись
на
дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через
систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/
Программа может реализовываться в сетевой и комбинированной
форме, используя площади и ресурсы образовательных организаций и
учреждений культуры. Организация-участник принимает участие в
реализации программы, предоставляя ресурсы для осуществления
образовательной деятельности по программе.
В этом случае с организацией-участником заключается Договор о
сетевом взаимодействии и сотрудничестве между организациями
(Приложение 3).
Цели и задачи программы.
Цель программы: Создание условий для раскрытия и развития
творческих способностей ребёнка средствами рисования и аппликации.
Задачи:
Предметные:
Сформировать устойчивый интерес к рисованию, аппликации.
Обучить аккуратно раскрашивать готовый рисунок, научить
рисовать самостоятельно. Изготавливать аппликацию.
Дать знания по основам композиции, цветоведения.
Личностные:
- Воспитать стремление к разумной организации своего свободного
времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно
значимой.
Воспитать
усидчивость,
аккуратность,
трудолюбие,
дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда,
учить аккуратности, бережливости, содержать в порядке рабочее место.
Метапредметные:
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение и внимание.
- Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок,
походов на природу.
- Развивать у детей способность работать кистью, карандашом,
развивать глазомер, образное мышление.

9

№
п/п

1.
2.
3.

Учебный план

Название раздела,
темы

1.3 Содержание программы.
Количество часов
Всего

Теори
я

Практи
ка

32

2

30

Фронтальн
ый

30

2

28

Фронтальн
ый
Контрольн
ое занятие

5.

Вводное занятие
Основы рисования
Начальные
упражнения
Рисование
карандашом и
раскрашивание
готового рисунка
акварелью
Аппликация

6.

Итоговая аттестация

2

-

-

2

7.

ИТОГО:

72

8

62

2

4.

2
2
4

2
1
1

1
3

Контрол
ь

Форма
контроля/
аттестации

-

-

Содержание учебно-тематического плана
Раздел № 1 «Вводное занятие» - 2 часа
Теория. Знакомство с программой объединения. Цели и задачи курса.
Техника безопасности. Правила внутреннего распорядка учреждения.
Раздел № 2 «Основы рисования» - 2 часов.
Теория. Как научится рисовать. Знакомство с востребованными
профессиями в Краснодарском крае и «Атласом новых профессий».
Практика. Учимся правильно: крепить лист; держать карандаш, кисть
и т.д.
Раздел № 3 «Начальные упражнения» - 4 часов
Практика. Рисуем:
- прямые линии от руки;
- зигзаги;
- волнистые линии;
- кружочки;
- овалы;
- прямоугольники;
Затушёвка простым карандашом.
Раздел № 4; «Рисование карандашом и раскрашивание готового
рисунка акварелью» - 32 часа.
10

Теория. Изобразительные свойства карандаша. Виды карандаша
(твердый, мягкий, твердо-мягкий и др.)
Практика. Рисование и раскрашивание готового рисунка акварелью.
Отработка приемов штриховки. Рисование зверей, природы, предметов,
тематические работы к праздничным дням, свободная тема.
Раздел № 5 «Аппликация» - 30 часов.
Тема: «Аппликация - как народное декоративно – прикладное искусство»
история, мастер-класс
Тема: Изготовление поделок и картин из картона и цветной бумаги.
Раздел № 6 «Итоговая аттестация» - 2 часа. Выставка работ по
завершению реализации программы.
1.4 Планируемые результаты.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы
является раскрытия и развитие потенциальных творческих способностей и
возможностей ребенка в рисовании и аппликации.
Обучающиеся будут знать:
•
Название трёх основных цветов, получение нового цвета и более
светлых (тёмных) тонов.
•
Техники и приёмы работы (монотипия, рисование гуашью,
акварельные карандаши, нетрадиционные техники рисования).
•
Тёплые и холодные цвета.
•
Понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень,
полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива,
освещенность, объем, пространство, сюжет;
•
Правила техники безопасности.
Обучающиеся будут уметь:
•
Смешивать краски на палитре.
•
Получать оттенки цветов (розовый, голубой, светло-зелёный и
др.).
•
Делать эскиз в карандаше.
•
Рисовать и делать из бумаги несложные предметы на основе
геометрических фигур.
•
Располагать сюжет на всём листе бумаги.
•
Содержать своё рабочее место в порядке.

11

II раздел
Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график

№
п/п

Дата
эталон

1.

2.

3.

4.

Тема занятия

Колво
часов

Время
проведени
я занятий

Вводное занятие:
- знакомство с
программой;
- техника
безопасности.
Основы рисования
техника безопасности.
Как научится
рисовать. «Атлас
новых профессий».
Начальные
упражнения.
-прямые линии от
руки
-кружочки, овалы
-прямоугольники,
затушёвка простым
карандашом
Рисование
карандашом и
раскрашивание
готового рисунка
акварелью.
-рисуем флаг
«Символы России для
дошкольников»
-Божья коровка
-Стрекоза
- подсолнух
«Кубань- казачий
край!»
Рисунок Маме

1

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

2

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

2

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

2

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

2

2 часа по
30 минут
2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17
групповая ЦТ,
кб. № 17

-Рыбка в пруду

2

-Цыплёнок, утенок

2

-Мышка, котик

2

Дом, семья- как
ребенок это видит.

2

2 часа по
30 минут
2 часа по
30 минут
2 часа по
30 минут
2 часа по
30 минут
2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17
групповая ЦТ,
кб. № 17
групповая ЦТ,
кб. № 17
групповая ЦТ,
кб. № 17
групповая ЦТ,
кб. № 17

факт

2
2

Форма
занятия

Место
проведен
ия

4

32

2
2

Примечан
ие

5.

Бычок, лошадь

2

2 часа по
30 минут
2 часа по
30 минут
2 часа по
30 минут
2 часа по
30 минут
2 часа по
30 минут
2 часа по
30 минут
2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17
групповая ЦТ,
кб. № 17
групповая ЦТ,
кб. № 17
групповая ЦТ,
кб. № 17
групповая ЦТ,
кб. № 17
групповая ЦТ,
кб. № 17
групповая ЦТ,
кб. № 17

-Береза, природа
родного края
-Новогодняя елка

2

-рисунок к Рождеству

2

-рисуем предметы

2

-рисуем птиц

2

- свободная тема

4

Аппликация
- Что такое
аппликация?
- история, мастеркласс
Подарок папе к Дню
защитника отечества

30
2

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

2

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

Подарок мамам,
бабушкам

4

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

Дерево из ладошек

2

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

Кошка, зайчик из
бумаги

2

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

гусеница

2

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

Мышка

2

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

Ежик

2

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

Радуга для друга

2

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

Матрешка

2

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

Лисенок

2

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

Поделка к дню
Победы

2

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

Работа на свободную
тему

4

2 часа по

групповая ЦТ,
кб. № 17

2

13

30 минут
6.

Итоговая аттестация

2

ИТОГО:

72

2 часа по
30 минут

групповая ЦТ,
кб. № 17

2.2 Раздел воспитания.
Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребёнка,
формирование культуры здорового образа жизни, подготовка и проведение
коллективных творческих дел.
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к ИЗО и декоративно-прикладному
творчеству;
- развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе,
обсуждении;
- развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и
окружающего мира;
- формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту
профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами
выбора профессии;
- формировать активную гражданскую позицию, чувство верности
Отечеству.
Планируемые
формы
и
методы
воспитания.
Основной формой воспитания детей при реализации программы
является проведение бесед, в ходе которых обучающиеся усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение. Получают опыт
деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценности, нравственные ориентации. Участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Практические занятия (участие в конкурсах, выставках) способствуют
усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (индивидуальные и коллективные беседы; рассказ,
разъяснение, дискуссии);
- метод упражнений (многократное повторение действий и поступков
детей в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и
привычек поведения: общественные поручения, культмассовая работа,
уборка учебного кабинета, игра);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
14

- метод одобрения и осуждения (средства метода одобрения: личная
похвала педагога; благодарность в приказе учреждения; помещение
фотографии на доску почёта. Средства метода осуждения: замечания
педагога, устный выговор);
- метод контроля (наблюдение за поведением учащихся,
индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или
общественных поручений, отчеты перед своими товарищами о своей работе
и дисциплине);
- метод переключения в деятельности.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе учреждения в котором
реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа.
Основным методом оценки результативности реализации программы
в части воспитания является педагогическое наблюдение. Оно заключается в
наблюдении за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
задач по программе.
Организационные условия:
- подбор тематического материала;
- использование простых и сложных средств;
- построение логической последовательности хода и логической
завершенности в соответствии с поставленной целью материала.
- выравнивание и просчёт по продолжительности мероприятия в
соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.
Календарный план воспитательной работы
Разработка календарного плана воспитательной работы в процессе
реализации программы подразумевает установление связей между
содержанием программы и значимыми событиями, связанными с
направленностью программы и периодом её реализации, событиями на
уровне организации дополнительного образования, на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях (государственные федеральные и
региональные праздники, местные праздники, даты, закреплённые в
федеральном календаре образовательных событий на текущий год и др.).
№
1.

месяц
Наименование мероприятия
сентябрь техника безопасности

2.

октябрь

3.

ноябрь

техника безопасности.
«Атлас новых профессий».
«Символы России для дошкольников»
«Кубань- казачий край!»
Беседа о роли мамы в семье, обществе,
государстве
Просмотр фильма о животных.

Направление
Основы безопасности
Основы безопасности
Профориентация
Гражданское воспитание
Православие и казачество
Выработка чувства любви и
уважения к женщине – матери.
Выработка чувства любви и

15

4.

декабрь

Беседа: роль человека в мире
животных
Дом, семья- как ребенок это видит.
беседа
Беседа о природе родного края

ответственности к животным
Воспитание семейных ценностей

Новогодняя традиция- фильм
-Беседа о Рождестве

Патриотическое
воспитание
Приобщение к традициям
Православие и казачество

февраль

Беседа о Дне защитника отечества.
Просмотр фильма

Роль отца в семье, гражданское
воспитание

7.

март

8.

апрель

Беседа о празднике 8 марта. Просмотр
фильма
Что такое дружба- беседа

Роль девочки, женщины в семье,
обществе
Воспитание чувства дружбы

9.

май

Беседа: «День Победы»

Патриотическое воспитание

5.

январь

6.

2.3 Условия реализации программы.
1. Бумага формата А4 и ватман .
2. Акварельные краски.
3. Карандаши разноцветные .
4. Баночки для воды.
5. Кисти для рисования круглые.
6. Салфетки влажные.
7. Мягкие простые карандаши, ластики, точилки, бумага для эскизов.
8.Палитры.
9. Цветная бумага, цветной картон.
10. ножницы, клей карандаш
11.Желательно мольберт для рисования, компьютер, принтер, экран.
12. Столы, стулья.
Для реализации данной программы в режиме дистанционного обучения
необходим: компьютер или сотовый телефон с подключением к сети
интернет и соответствующее программное обеспечение для реализации
телекоммуникационной связи педагога с обучающимися.
Кадровое
обеспечение:
программу
реализуют
педагоги
дополнительного образования, имеющие соответствующий уровень
квалификации по профилю (направлению) деятельности.
2.4 Формы аттестации.
Для полноценной реализации данной программы используется
контроля – итоговая аттестация.
Форма аттестации - контрольный урок.

вид

16

2.5 Оценочные материалы.
Наблюдение, опрос детей в устной форме, беседа, практическое
задание, творческая работа.
2.6 Методические материалы.
Процесс занятий в объединении «Акварелька» строится на основе
развивающих методик.
Методы и приёмы организации образовательного процесса:
наглядный, словесный, практический, репродуктивный, диалогический,
поисковый и др. Формы проведения занятий: типовое занятие, занятие-игра и
т. Д.
В изобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует
свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему
удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно
поэтому современные педагоги и психологи выступают против
традиционных – дидактических методов обучения, используемых в
дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках
навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их
фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него
что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги
превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче
поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех
направлениях, свободно координируя движения руки.
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества,
которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой
ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует
свой замысел, находя средства для его воплощения.
Формирование творческой личности – одна из важных задач
педагогической практики и теории на современном этапе. Наиболее
эффективное средство для всестороннего развития детей является для них
самой интересной, она позволяет передать то, что они видят в окружающей
жизни, то что их взволновало, вызвало положительное отношение, желание
творить.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные
условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства,
которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют
формированию эстетического отношения к действительности.
Занятия с дошкольниками должны проводиться в яркой, увлекательной
форме общения детей. Занятия должны быть построены на принципах
свободного общения, сотворчества, содружества и общего интереса к делу.
Это способствует тому творческому порыву, той атмосфере радости и
веселья, которые заражают детей положительными эмоциями. Для учителя
урок является строгой продуманной структурной системой.
17

Атмосфера на уроке – свободное общение педагога с учеником. Это –
шутка, юмор, смех. Важно создать на занятиях условие для творчества, где
каждый ребенок смог бы раскрыть себя. Преподаватель должен научить
удерживать внимание детей на определенных мысленных образах, делать
представления яркими, живыми.

18

3. Список литературы
1. Алина Ланская - «Язык рисунка» - Москва: ЗАО «Центрполиграф» 2003г.- 383с.
2. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина - «Изобразительное искусство» рабочая тетрадь – Москва: ООО «Академия, К»-2003г.-88с.
3.Т.Д.Нуждина - «Чудо всюду»-Ярославль: «Академия развития»1999г.-320с.
4. А.А.Плешаков - « Мир вокруг нас»-Рабочая тетрадь-Москва: ООО
«Академия, К»-2004г.-88с.
5. Интернет ресурсы:
а) http://say-hi.me/obuchenie/7-texnik-risovaniya-akvarelyu-dlyanachinayushhix.html
б) https://www.syl.ru/article/181156/new_tehniki-netraditsionnogorisovaniya-dlya-detey
в) http://www.maam.ru/detskijsad/-plastilinografija-na-kartone-masterklas.html
г) http://www.stranamam.ru/post/10436200/
д) http://www.uaua.info/ot-1-do-3/razvitie-ot-1-do-3/article-34509originalnyie-tehniki-risovaniya-dlya-detey/
е) http://podelki-shop.ru/risovanie/master-klass-risovanie-lastikom
ж) http://kladraz.ru/blogs/blog408/master-klas-jarkii-popugai.html

19

Приложение №1
Итоговая аттестация программы «Акварелька»
ознакомительного уровня
Форма проведения: контрольное занятие
Задание:
•
•
•

нарисовать фигуру по образцу
вырезать фигуру из картона
разукрасить, приклеить

Результат оценивается по следующим критериям:
•
Соблюдение техники безопасности при работе с ножницами,
карандашом.
•
Знание и применение правил работы с красками, картоном.
•
Умение смешивать цвета.
•
Подбор цветовой палитры.
•
Техника рисования.

20

Приложение № 2

Схема разработки индивидуального образовательного маршрута
1. Диагностика индивидуальных творческих способностей ребёнка.
2. Определение цели и постановка задач, которые должны быть достигнуты
ребёнком по окончании прохождения индивидуального образовательного
маршрута.
3. Разработка календарно-тематического плана.
4. Определение содержания календарно-тематического плана (формы
занятий, методы и приёмы, технологии, формы подведения итогов).
5. Определение способов оценки успехов освоения ребёнком
индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О.
обучающегося:_________________________________________________
Объединение:__________________________________________________
Цель:_________________________________________________________
Задачи:________________________________________________________
Срок реализации программы:_____________________________________
Название
и№
раздела
программ
ы

Названи
еи№
темы

Колво
часо
в

Формы и
методы
изучения
учебного
материал
а

Образовательны
е результаты, их
сроки

Формы
проверки
, сроки

Индивидуальны
е результаты,
сроки

21

Приложение № 3
Д О Г О В О Р №________
о сетевом взаимодействии и сотрудничестве
с. Красное

от «___»________________20____г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования Центр творчества (в дальнейшем МБОУ ДО Центр творчества), в лице
директора ______________________________________, действующего на основании

Устава,
с
одной
стороны
и
__________________________________________________________________, именуемое в
дальнейшем
«Образовательное
учреждение»,
в
лице
_____________________________________, действующего на основании Устава, с другой
стороны, далее именуемые совместно «Стороны», в рамках сетевого взаимодействия с целью
развития дополнительного образования заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Стороны договариваются о сетевом взаимодействии для решения следующих
задач:
− реализация
дополнительных
общеобразовательных
программ
различных
направленностей;
− организация и проведение досуговых, массовых мероприятий;
− информационно-методическое обеспечение развития дополнительного образования.
В рамках ведения сетевого взаимодействия стороны:
− совместно реализуют дополнительные общеобразовательные программы в порядке,
определенном дополнительным соглашением сторон;
− содействуют друг другу в организации и проведении досуговых, массовых
мероприятий в порядке, определенном дополнительным соглашением сторон;
− взаимно предоставляют друг другу право пользования имуществом в установленном
законом порядке,
− содействуют информационно-методическому, консультационному обеспечению
деятельности друг друга в рамках настоящего договора.
1.2. Настоящий договор определяет структуру, принципы и общие правила отношений
сторон. В процессе сетевого взаимодействия по настоящему договору Стороны могут
дополнительно заключать договоры и соглашения, предусматривающие детальные условия и
процедуры взаимодействия сторон, которые становятся неотъемлемой частью настоящего
договора и должны содержать ссылку на него.
1.3. В своей деятельности стороны не ставят задач извлечения прибыли.
1.4. В случае осуществления образовательной деятельности Стороны гарантируют
наличие соответствующей лицензии.
1.5. Стороны обеспечивают соответствие совместной деятельности законодательным
требованиям. Каждая сторона гарантирует наличие правовых возможностей для выполнения
взятых на себя обязательств, предоставления финансирования, кадрового обеспечения,
наличие необходимых разрешительных документов (лицензии, разрешения собственника
имущества в случае предоставления имущества в пользование другой стороне) и иных
обстоятельств, обеспечивающих законность деятельности стороны.
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Стороны содействуют друг другу в ведении образовательной деятельности по
предоставлению образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей.
2.2. Стороны самостоятельно обеспечивают соответствие данной деятельности
законодательству Российской Федерации, в частности, требованиям о лицензировании
образовательной деятельности.
22

2.3. Стороны содействуют информационному, методическому и консультационному
обеспечению деятельности партнера по договору. Конкретные обязанности сторон могут быть
установлены дополнительными договорами или соглашениями.
2.4. В ходе ведения совместной деятельности стороны взаимно используют имущество
друг друга.
Использование имущества осуществляется с соблюдением требований и процедур,
установленных законодательством Российской Федерации, на основании дополнительных
договоров или соглашений, определяющих порядок, пределы, условия пользования
имуществом в каждом конкретном случае.
Сторона, передающая имущество в пользование партнеру по дополнительному
договору или соглашению, несет ответственность за законность такой передачи.
2.5. Стороны, используя помещения, оборудование, иное имущество партнера по
договору или соглашению, обеспечивают сохранность имущества с учетом естественного
износа, а также гарантируют целевое использование имущества в случае, если цели
предоставления имущества были указаны в дополнительном договоре или соглашении о его
предоставлении в пользование.
2.6. При реализации настоящего договора Образовательное учреждение несет
ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время их нахождения на территории, в
зданиях и сооружениях Образовательного учреждения, МБОУ ДО Центр творчества несет
ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время их нахождения на территории, в
зданиях и сооружениях МБОУ ДО Центр творчества, если иное не предусмотрено
дополнительным договором или соглашением.
3. Срок действия договора
3.1. Настоящий договор заключён до ______________. Договор автоматически
продлевается на каждый следующий год, за исключением случая, когда хотя бы одна из
сторон не позднее, чем за 10 дней до истечения срока действия договора уведомит о его
прекращении.
4. Условия досрочного расторжения договора
4.1. Настоящий Договор может быть расторгнут:
по инициативе одной из Сторон;
в случае систематического нарушения одной из Сторон условий настоящего Договора;
в случае невозможности выполнения условий настоящего Договора с
предварительным уведомлением другой стороны за два месяца.
5. Ответственность Сторон
5.1. Стороны обязуются добросовестно исполнять принятые на себя обязательства по
настоящему Договору, а также нести ответственность за неисполнение настоящего Договора
и заключенных для его реализации дополнительных договоров и соглашений.
5.2. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства
по настоящему Договору, несет ответственность перед другой Стороной в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
6. Заключительные положения
6.1. Все изменения и дополнения к настоящему Договору заключаются в письменной
форме и оформляются дополнительным соглашением, которое является неотъемлемой частью
Договора.
6.2. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по
вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте Договора, будут разрешаться путем
переговоров.
6.3. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по
вопросам, не нашедшим своего разрешения путем переговоров, будут разрешаться на основе
действующего законодательства.
6.4. Настоящий Договор составлен в 2 экземплярах, имеющих одинаковую
юридическую силу – по одному экземпляру для каждой из Сторон.
23

7. Адреса и реквизиты Сторон
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
дополнительного образования Центр
творчества
адрес: 352010, Краснодарский край,
Кущевский район, с. Красное,
ул. Ворошилова, 71
ИНН 2340018182
КПП 234001001
ОГРН 1062340003010
БИК ТОФК 010349101
тел.: 8(861)6835798
директор:

(Наименование организации)
Адрес:
ИНН
КПП
ОГРН
БИК ТОФК
тел.

(должность)
_________

/______________/

М.П.

__________ /______________/
М.П.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».