УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2025 года
Протокол № 1
Утверждаю
И.о директора МБОУ ДО ЦТ
__________/Е.С. Миндрина/
Пр. № 137 от 08.09.2025г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«
Пластилинка (лепка пластилином)
(указывается наименование программы)
»
Уровень программы: базовый
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 1 год: 144 часа
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 7 до 16 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная, дистанционная
Вид программы:
модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)
Программа реализуется на бюджетной основе с применением социального
сертификата
ID-номер программы в Навигаторе: 2539
Автор-составитель:
Сухова Карина Олеговнапедагог дополнительного образования
(указать ФИО и должность разработчика)
с. Красное, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
Нормативно правовая база…………………………………………..…………..5
I раздел. Комплекс основных характеристик
общеобразовательной общеразвивающей программы.
дополнительной
Введение…………………………………………………………………………..6
1.1 Пояснительная записка………………. ……………………………...........7-9
1.2 Цель и задачи программы…………………………………..…….…….….10
1.3 Содержание программы. …………….…………………………….……11-12
1.4 Планируемые результаты………………………………….……..…………12
II раздел. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график……………………………..…..……..…13-18
2.2 Раздел воспитания………………………………………………………..19-20
2.3 Календарный план воспитательной работы……………………………20-21
2.4 Условия реализации программы………………………….………….…..…21
2.5 Формы аттестации…………………………………………………………...21
2.6 Оценочные материалы………………………………….…..……………….22
2.7 Методические материалы……………………………………………......22-23
3.Список литературы……………………………………………………….........24
4. Приложения……………………………………………………………..…25-26
.
2
ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
«Пластилинка» (базовый уровень)
художественной направленности
Наименование
муниципалитета
Наименование организации
ID-номер программы в АИС
«Навигатор»
Муниципальное образование Кущёвский район
Полное наименование
программы
Механизм финансирования
(ПФДО, муниципальное
задание, внебюджет)
ФИО автора (составителя)
программы
Краткое описание
программы
Форма обучения
Уровень содержания
Продолжительность
освоения (объём)
Возрастная категория
Цель программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности «Пластилинка»
ПФДО
Задачи программы
Ожидаемые результаты
Особые условия
(доступность для детей с ОВЗ)
Возможность реализации в
сетевой форме
Возможность реализации в
электронном формате с
МБОУ ДО ЦТ
2539
Сухова Карина Олеговна,
педагог дополнительного образования
Пластилинография, изготовление поделок из пластилина.
очная
базовый
144 часа
От 7 лет до 16 лет
Создание условий для раскрытия и развития потенциальных
творческих способностей и возможностей ребенка, средствами
декоративно-прикладного искусства, через практическое
освоение технологий изготовления изделий из пластичных
материалов.
- Научить приёмам работы с пластилином.
- Научить детей самостоятельно осуществлять движения,
контролируя их силу, длительность, направленность и др.
- Обучить специальным технологиям работы с пластилином,
закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту
их возможного применения.
- Овладение элементарными трудовыми навыками и способами
художественной деятельности.
- Формирование умения работать в коллективе.
- Получат знания о пластилинографии.
- Научатся работать с материалами через тактильные
ощущения.
- Научатся следовать устным инструкциям.
- Будут создавать композиции с изделиями.
- Овладеют навыками культуры труда.
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут
навыки работы в коллективе.
- Научаться эстетично оформлять изделия.
нет
да
да
3
применением дистанционных
технологий
Материально-техническая база
пластиковый нож (стек); пластилин; учебные пособия по
лепки пластилином; рамки для картин из пластилина.
4
Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной
Думой 21.12.2013;
2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678р;
4. Национальный проект «Молодежь и дети» от 01.04.2024г.
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо
Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242;
6. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий,
письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04;
7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего
одной из национальных целей развития Российской Федерации
предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
8. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
9. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391
от 05.08.2020 (ред. от 22.02.2023г.) «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
11. Методические рекомендации Регионального модельного центра
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края
по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ, 2024г.
12. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (гл.VI);
5
13. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодёжи»;
14. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования Центр творчества.
Введение.
Программа объединения «Пластилинка» является модифицированной и
составлена на основе методического конструктора «Внеурочная деятельность
школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.Степанова.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях
прикладным творчеством является обогащение мировосприятия обучающего,
т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого
нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия,
интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для
себя чего-то нового).
Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие
способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими
глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут
по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет
большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует
физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным
физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат
ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать,
выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей
совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если
развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки
движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к
письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане
умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина
расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к
окружающей жизни, нравственных представлений.
Социальная и экономическая сферы – это две важнейшие области
развития общества. Развитие сферы образования должно быть ориентировано
на повышение доступности и качества образования, подготовку
квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования,
способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень
своей квалификации, использовать свои знания, навыки и компетенции,
полученные в процессе обучения. Дополнительное образование
6
рассматривается как фактор влияния на социально-экономическое развитие:
позволяет быть в курсе современных достижений научно-технического
прогресса,
развивать
инновационную
деятельность,
повышать
конкурентоспособность, сберегать и развивать социокультурный потенциал
страны.
Дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы позволяют не только наиболее полно обеспечит право ребёнка на
развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых
происходит личностное и профессиональное самоопределение, но и
способствует улучшению социальной и экономической обстановки в
муниципалитете, в регионе и государстве.
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования Кущёвкий район и всего региона в целом, в
соответствии
со
стратегией
социально-экономического
развития
муниципального образования Кущевский район, утвержденной Решением
совета муниципального образования Кущевский район от 16 декабря 2020
года.
1. Комплекс основных характеристик ознакомительной дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка (общая характеристика программы).
- направленность (профиль) программы – художественная, так как
ориентирована
на развитие творческих способностей и воспитание
личности ребенка.
- новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый
сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Так же новизна программы заключается в том, что она реализуется по
системе
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования Краснодарского края (далее – ПФДО).
- актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой
моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности
способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и
руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности
в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети
овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании карандаш и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают
умения управлять инструментом.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления
нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением
более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной
поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
7
Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений,
природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии
производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных
произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается
пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Программа направлена на развитие личности, ее творческого
потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического
развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности.
Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.
Образовательная программа включает в себя воспитательную
работу, которая направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения
обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Каждое учебное занятие содержит в себе воспитательный компонет.
Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между педагогами и его
учащимися, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на
занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение учащихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы
учебной деятельности и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
занятия через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор;
- включение в занятия игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в объединении, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время занятия.
- педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в
ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является
рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения
собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям
разного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит
определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и
интересным, что очень важно для работы с детьми.
Также педагогическая целесообразность определена тем, что программа
способствует формированию навыков самостоятельной познавательной и
практической деятельности, а также ранней профориентации формированию
8
осознанного выбора профессии, что является ключевой задачей в системе
дополнительного образования.
Программа может реализовываться в сетевой и комбинированной
форме, используя площади и ресурсы образовательных организаций и
учреждений культуры. Организация-участник принимает участие в
реализации программы, предоставляя ресурсы для осуществления
образовательной деятельности по программе.
В этом случае с организацией-участником заключается Договор о
сетевом взаимодействии и сотрудничестве между организациями
(Приложение 3).
- адресат программы – дети от 7 до 16 лет. Комплектование групп
проводится в начале учебного года. Набирается группа в количестве 10-15
человек.
В составе группы могут обучаться дети с особыми
образовательными потребностями: дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети-инвалиды, талантливые (одарённые) дети, дети, находящиеся
в трудной жизненной ситуации, если для их обучения не требуется создания
специальных условий.
В
программе
предусмотрена
возможность
занятий
по
индивидуальной образовательной траектории (индивидуальный учебный
план) для детей с особыми образовательными потребностями (Приложение
2).
Работа по индивидуальным образовательным траекториям включает в
себя следующие этапы:
- диагностика уровня развития и интересов ребёнка;
- определение цели и задач, видов деятельности;
- определение времени;
- разработка учебно-тематического плана;
- разработка содержания, формы работы и оценивания знаний.
- объём программы - 144 часа.
- формы обучения – очная, дистанционная.
- срок освоения программы – данная дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на полную
реализацию в течение одного года.
часа.
- режим занятий - Занятия проводятся группой 2 раза в неделю по 2
- особенности организации образовательного процесса.
Условия
приёма
детей:
запись
на
дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через
9
систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/
Возможна реализация программы с применением дистанционных
технологий: Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайнобучение.
Онлайн-обучение:
• Видеоконференция на платформе Сферум;
• Чат (онлайн-консультация);
• Видео-консультирование.
Офлайн-обучение:
• Мессенджер Телеграмм, ВКонтакте;
• Электронная почта;
• Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия;
• Мастер-классы, презентации.
• Видео-уроки
• Дистанционные конкурсы
Основной вид деятельности – самообучение, организуемое
посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами,
при этом контакты с другими участниками образовательного процесса
минимизированы. Электронное обучение с применением дистанционных
педагогических технологий расширяет возможность самостоятельного
поиска информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную
информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Состав группы – постоянный, но допускается зачисление новых
учащихся на основании собеседования.
Занятия - по группам.
Виды занятий – практические занятия, мастер-классы, выполнение
самостоятельной работы.
1.2 Цель и задачи программы.
- цель - создание условий для раскрытия и развития потенциальных
творческих способностей и возможностей ребенка, средствами декоративноприкладного искусства, через практическое освоение технологий
изготовления изделий из пластичных материалов, формирование основ
выбора профессии и профессионального самоопределения в соответствии с
личными возрастными особенностями.
- задачи программы:
Обучающие:
Научить приёмам работы с пластилином.
Научить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя
их силу, длительность, направленность и др.
10
Обучить специальным технологиям работы с пластилином, закреплять
приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного
применения.
Овладение элементарными трудовыми навыками и способами
художественной деятельности.
Формирование умения работать в коллективе.
Личностные:
Воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
Воспитание эстетического вкуса, любви к прекрасному.
Поддерживание проявления фантазии и смелости в применении
собственных замыслов.
Формирование основ выбора профессии, первоначального интереса к
каким-либо профессиям.
Метапредметные:
Развитие творческого воображения, фантазии;
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности
(преодоление тревожности, скованности и зажатости).
Формирование чувства такта в общении с детьми и взрослыми в
процессе занятий.
Знакомство обучающихся с востребованными в Краснодарском крае
профессиями и профессиями, которые представлены в «Атласе новых
профессий»
1.3 Содержание программы:
-учебный план обучения
№
п/п
Наименование
раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Контрол
ь
Формы
аттестации
контроля
1.
2.
Вводное занятие.
Инструменты и
материалы.
1
1
1
1
-
3.
Выполнение изделий
простых и сложных
объемных форм.
Рисование
пластилином.
Аппликация из
пластилина.
Изготовление поделок.
28
1
27
Наблюдение,
беседа
34
2
32
22
1
21
56
1
55
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
4.
5.
6.
11
Беседа
Беседа
7.
Годовая аттестация.
2
Итого:
144
7
-
2
135
2
беседа
Выставка
работ
-содержание учебно-тематического плана
Тема №1 Вводное занятие.
Теория (1 час).
Предусматривает ознакомление с программой
обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Тема № 2 Инструменты и материалы.
Теория (1 час).
Включает в себя: подготовку инструментов и
приспособлений для работы в объединении.
Тема №3. Выполнение изделий простых и сложных объёмных
форм.
Теория (1 час). Беседа с детьми по данной теме, обсуждение и выбор
объемных форм. Воспитательная работа.
Знакомство с востребованными профессиями в Краснодарском крае и
«Атласом новых профессий».
Практика (27 часа). Изготовление поделок из пластилина: напримерневаляшка, дерево, пирамидка, апельсин, лимон, вишня, виноград, торт,
пирог, грибок, мак, нарцисс, тюльпан, кувшинка, гусеница, сороконожка,
улитка.
Тема № 4. Рисование пластилином.
Теория (2 часа). Знакомство учащихся с особенностями внешнего вида
таких мультипликационных героев, как Карлсон, Винни Пух, Маша и
Медведь. Воспитательная работа.
Практика. (32 часа). Знакомство с новой техникой работы с
пластилином, рисование изображений мультипликационных героев с
помощью пластилина.
Тема № 5. Аппликации из пластилина.
Теория (1час). Знакомство учащихся со средой обитания подводного
мира , с изображением и описанием Жар-птицы, с особенностями внешнего
вида цветов. В данном разделе учащиеся сами подбирают цвета, выбирают
техники исполнения.
Практика (21 час). Выполнение изделий с использованием
дополнительных материалов - осьминожек (пластиковое яйцо),
12
карандашница (банка), открытка (диск), корзина с цветами (масса для
лепки).
Тема №6. Изготовление поделок.
Теория (1 час). Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.
Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной
работы
Практика (55 часа). Изготовление поделок: цветы, животные, еда,
космос, подводный мир.
Тема №7. Годовая аттестация.
Контроль (2 часа). Выставка работ по завершению программы
1.4 Планируемые результаты.
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
Получат знания о пластилинографии.
Научатся работать с материалами через тактильные ощущения.
Научатся следовать устным инструкциям.
Будут создавать композиции с изделиями.
Овладеют навыками культуры труда.
Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки
работы в коллективе.
Научаться эстетично оформлять изделия.
Узнают о востребованных профессиях в Краснодарском крае и
профессиях в «Атласе новых профессий.
13
2.Комплекс организационно - педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
№
п/
п
Кол-во
часов
Время
проведен
ия
занятий
Форма
занятия
Место
проведен
ия
Вводное занятие.
1
40 минут
2.
Инструменты и
материалы.
1
40 минут
Группов
ая
Группов
ая
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
3.
Выполнение изделий
простых и сложных
объёмных
форм.
История возникновения
«Пластилинографии».
« Дерево»
28
«Пирамидка»
2
«Апельсин, лимон,
вишня»
«Гроздь винограда»
2
Основные приемы
изготовления изделий.
«Ежик с грибами»
2
«Мак, нарцисс»
2
«Тюльпан, кувшинка»
2
«Гусеница,
сороконожка»
«Улитка»
2
«Творю что хочу»
4
«Разноцветные рыбки»
2
Рисование
пластилином
«Карлсон»
34
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
Букет цветов
2
«Вини-Пух»»
6
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
1.
4.
Дата
этало
н
Тема
занятия
факт
2
2
2
2
2
6
Приме
чание
5.
«Маша и медведь»
6
«Крокодил Гена»
6
«Елка»
4
«Зимняя сказка»
4
Аппликации из
пластилина
«Волшебное яичко»
22
«Жуки, червячки и
другие насекомые»
«Осень на дворе»
4
«Мой мультгерой»
6
2
4
«Открытка к 23 февраля» 6
6.
7.
Изготовление поделок
Композиции цветов
56
10
Еда
10
Космос
10
Пасхальная тематика.
4
Животные
8
Подводный мир
8
Лето
6
Годовая аттестация
2
Итого:
144
15
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
40 минут
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
Группов
ая
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
ЦТ
кб. № 17
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
Календарный учебный график (дистанционный режим)
№
п/
п
Кол
-во
часо
в
Время
проведен
ия
занятий
Форма
проведения занятий
Вводное занятие.
1
20 минут
2.
Инструменты и
материалы.
1
20 минут
3.
Выполнение изделий
простых и сложных
объёмных
форм.
История
возникновения
«Пластилинографии»
28
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
2
2 занятия
по 20
минут
«Дерево»
2
2 занятия
по 20
минут
«Пирамидка»
2
2 занятия
по 20
минут
«Апельсин, лимон,
вишня»
2
2 занятия
по 20
минут
«Гроздь винограда»
2
2 занятия
по 20
минут
Основные приемы
2
изготовление изделий.
2 занятия
по 20
минут
«Ежик с грибами»
2
2 занятия
по 20
минут
«Мак, нарцисс»
2
2 занятия
по 20
1.
Дата
этало
н
Тема
занятия
факт
16
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Примечан
ие
минут
4.
«Тюльпан, кувшинка»
2
2 занятия
по 20
минут
«Гусеница,
сороконожка»
2
2 занятия
по 20
минут
«Улитка»
2
2 занятия
по 20
минут
«Творю что хочу»
4
2 занятия
по 20
минут
«Разноцветные
рыбки»
2
2 занятия
по 20
минут
Рисование
пластилином
«Карлсон»
34
6
2 занятия
по 20
минут
Букет цветов
2
2 занятия
по 20
минут
«Вини-Пух»»
6
2 занятия
по 20
минут
«Маша и медведь»
6
2 занятия
по 20
минут
«Крокодил Гена»
6
2 занятия
по 20
минут
«Елка»
4
2 занятия
по 20
минут
«Зимняя сказка»
4
2 занятия
по 20
17
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
5.
6.
минут
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Аппликации из
пластилина
«Волшебное яичко»
22
2
2 занятия
по 20
минут
«Жуки, червячки и
другие насекомые»
4
2 занятия
по 20
минут
«Осень на дворе»
4
2 занятия
по 20
минут
«Мой мультгерой»
6
2 занятия
по 20
минут
«Открытка к 23
февраля.»
6
20 минут
Изготовление
поделок
«Композиции цветов»
56
10
2 занятия
по 20
минут
«Еда»
10
2 занятия
по 20
минут
«Космос»
10
2 занятия
по 20
минут
«Пасхальная
тематика»
4
2 занятия
по 20
минут
«Животные»
8
2 занятия
по 20
минут
«Подводный мир»
8
2 занятия
по 20
18
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
минут
7.
«Лето»
6
2 занятия
по 20
минут
Годовая аттестация
2
2 занятия
по 20
минут
Итого:
144
19
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
Видео-конференция
на онлайн платформе
Сферум, мессенджер
Телеграм
2.2 Раздел воспитания.
Цель воспитания - гармоничное развитие личности ребёнка,
формирование культуры здорового образа жизни, подготовка и проведение
коллективных творческих дел.
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе,
обсуждении;
- развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и
окружающего мира;
- формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту
профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами
выбора профессии;
- формировать активную гражданскую позицию, чувство верности
Отечеству.
Планируемые
формы
и
методы
воспитания.
Основной формой воспитания детей при реализации программы
является проведение бесед, в ходе которых обучающиеся усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение. Получают опыт
деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценности, нравственные ориентации. Участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Практические занятия (участие в олимпиадах, конкурсах) способствуют
усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (индивидуальные и коллективные беседы; рассказ,
разъяснение, дискуссии);
- метод упражнений (многократное повторение действий и поступков
детей в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и
привычек поведения: общественные поручения, культмассовая работа,
уборка учебного кабинета, игра);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
- метод одобрения и осуждения (средства метода одобрения: личная
похвала педагога; благодарность в приказе учреждения; помещение
фотографии на доску почёта. Средства метода осуждения: замечания
педагога, устный выговор);
- метод контроля (наблюдение за поведением учащихся,
индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или
общественных поручений, отчеты перед своими товарищами о своей работе
и дисциплине);
- метод переключения в деятельности.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе учреждения в котором
реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа.
Основным методом оценки результативности реализации программы
в части воспитания является педагогическое наблюдение. Оно заключается в
наблюдении за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
задач по программе.
Организационные условия:
- подбор тематического материала;
- использование простых и сложных средств;
- построение логической последовательности хода и логической
завершенности в соответствии с поставленной целью материала.
- выравнивание и просчёт по продолжительности мероприятия в
соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.
2.3 Календарный план воспитательной работы.
№
п/п
1.
2.
Название события
мероприятия
«Лепка – самый осязаемый
вид художественного
творчества.»
«Подарок учителю»»
Сроки
сентябрь
октябрь
Форма
проведения
Групповая,
беседа
Воспитание любви и
уважения к педагогам.
Формирование
традиционных духовнонравственных ценностей
народов России
Формирование
российского
национального
исторического сознания
на основе исторического
просвещения, знания
истории России,
сохранения памяти
предков.
Воспитание любви и
чувства благодарности к
маме, бабушке и
учителям.
ноябрь
декабрь
Групповая,
беседа
5.
«Защитникам отечества»
февраль
Групповая,
мастер-класс
6.
«Самым милым и
прекрасным»»
март
Групповая,
мастер-класс
4.
21
Формирование
интересов к истории
искусства.
Групповая,
мастер-класс
Групповая
«Выставка работ «Сердце
мамы»»
«Волшебный праздник
Рождество»
3.
Направление
Воспитание семейных
ценностей
7.
«Преподаватель школы
искусств Уильям Харбут»
апрель
Групповая,
беседа
Прививаем интерес к
истории искусства,
достижениям и
биографиям мастеров.
2.4 Условия реализации программы – для реализации программы
необходимо:
1. Основное оборудование:
пластиковый нож (стек);
пластилин;
учебные пособия по лепки пластилином;
Рамки для картин из пластилина.
2. Дополнительное оборудование: заостренные спички или
зубочистки, картон, самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы
под картину, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная
коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки,
стакан с водой, различные зубчатые колёсики для придания поверхности
определённой структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления,
диски, пластиковые закрывающиеся банки, тарелки. Для выдавливания
пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские
шприцы.
2.5 Формы аттестации –
Для
ознакомительной программы используется
полноценной
реализации
- Итоговая аттестация:
Форма аттестации - контрольный урок в форме выставки работ по
истечении срока реализации программы.
Форма фиксации - лист наблюдений с результатами в виде отметок:
зачет «+», либо незачет «-».
2.6 Оценочные материалы
- наблюдение, беседа, лист наблюдений, практическое задание,
творческая работа.
2.7 Методические материалы
Демонстрационная лепка педагога. Педагогу надо знать, что качество
его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его
воспитанников – лучше педагога сразу ни один ребёнок еще никогда не
22
лепил. Цель предложенной программы – приблизиться, в конце концов, к
качеству лепки педагога.
Пока ребенок не научится, не освоит свойства пластилина, приемы и
способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни
одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается
воспитанникам в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть
такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия в
рисунке композиции, обращение к жизненному опыту воспитанников, к их
зрительной памяти. Например, педагог просит вспомнить красивые большие
мячи для водных игр, которые у них есть или они видели в магазине.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по нотации.
Лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного
исполнения изделия за педагогом. Разделив все исполнение изделия на
этапы, педагог обеспечивает каждый из них необходимой информацией,
помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина
для будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия.
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным
повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно
увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних
парт хорошо были видны действия педагога.
4. Контроль исполняемого воспитанниками действия. Прохождение по
рядам и показ совершенного педагогом действия каждому воспитаннику
вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки
воспитаннику изделие педагога для развития сенсорики пальцев. Во время
контроля педагог обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой
исправить, если воспитанник согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не
видна воспитаннику, следует провести сравнение с образцом – с работой
педагога или с правильной работой любого другого воспитанника. (Вообще,
сравнение – это лучший способ обучения.) или соседом. Об этом надо
постоянно напоминать, пока дети прочно это не усвоят.
5. Если действие оказалось сложным для большинства воспитанников,
следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения
и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить
23
анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что
большинство воспитанников справились с действием, можно переходить к
следующему этапу нотации.
6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже
изученного действия, педагог может просто напомнить изделие, на котором
впервые встретилось это действие, напомнить способы исполнения,
проконтролировать исполнение.
24
3. Список литературы.
1. Секреты пластилина: Учебное пособие. - М.: Махаон, Азбука – Артикул,
2011г. - 96 с.ил.
2. Герои сказок из пластилина/ Светлана Лесовская. –М.: Эксмо, 2011- 64
с.ил
3. Зверушки из пластилина/ Светлана Лесовская. – М.: Эксмо,2011- 64с.ил
4. Зоопарк из пластилина/ Светлана Лесовская. –М.: Эксмо,2011 - 64 с.ил
5. Интернет ресурсы:
А). http://urokilepki.ru
Б). http://lad-lad.ru/lepka-iz-plastilina
25
Приложение № 1
Итоговая аттестация по изучению разделов и тем программы
«Пластилинка» базового уровня
Дата проведения:
Тема для контрольного урока: Изделия из бисера.
Контрольный урок проводится по завершению пройденных тем.
Форма контроля – выставка работ
Способы оценки: зачет «+», не зачет «-».
Результаты контрольной работы
Экзаменационный лист.
№
1
2
3
4
5
…
Ф. И. обучающихся
Вывод: по результатам итоговой аттестации можно сделать вывод, что
дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Пластилинка» обучающиеся (усвоили успешно, не усвоили).
Педагог дополнительного образования__________ К.О. Сухова
26
Приложение № 2
Схема разработки индивидуального образовательного маршрута
1. Диагностика индивидуальных творческих способностей ребёнка.
2. Определение цели и постановка задач, которые должны быть достигнуты
ребёнком по окончании прохождения индивидуального образовательного
маршрута.
3. Разработка календарно-тематического плана.
4. Определение содержания календарно-тематического плана (формы
занятий, методы и приёмы, технологии, формы подведения итогов).
5. Определение способов оценки успехов освоения ребёнком
индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О. обучающегося:_______________________________________________
Объединение:__________________________________________________
Цель:_________________________________________________________
Задачи:________________________________________________________
Срок реализации программы:_____________________________________
Название
и№
раздела
программ
ы
Названи
еи№
темы
Колво
часо
в
Формы и
методы
изучения
учебного
материал
а
Образовательны
е результаты, их
сроки
27
Формы
проверки
, сроки
Индивидуальны
е результаты,
сроки
Приложение № 3
Д О Г О В О Р №________
о сетевом взаимодействии и сотрудничестве
с. Красное
от «___»________________20____г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр творчества (в дальнейшем МБОУ ДО Центр творчества), в лице директора
______________________________________, действующего на основании Устава, с одной
стороны и __________________________________________________________________,
именуемое
в
дальнейшем
«Образовательное
учреждение»,
в
лице
_____________________________________, действующего на основании Устава, с другой
стороны, далее именуемые совместно «Стороны», в рамках сетевого взаимодействия с
целью развития дополнительного образования заключили настоящий Договор о
нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Стороны договариваются о сетевом взаимодействии для решения следующих задач:
реализация
дополнительных
общеобразовательных
программ
различных
направленностей;
организация и проведение досуговых, массовых мероприятий;
информационно-методическое обеспечение развития дополнительного образования.
В рамках ведения сетевого взаимодействия стороны:
совместно реализуют дополнительные общеобразовательные программы в порядке,
определенном дополнительным соглашением сторон;
содействуют друг другу в организации и проведении досуговых, массовых мероприятий в
порядке, определенном дополнительным соглашением сторон;
взаимно предоставляют друг другу право пользования имуществом в установленном
законом порядке,
содействуют
информационно-методическому,
консультационному
обеспечению
деятельности друг друга в рамках настоящего договора.
1.2. Настоящий договор определяет структуру, принципы и общие правила отношений
сторон. В процессе сетевого взаимодействия по настоящему договору Стороны могут
дополнительно заключать договоры и соглашения, предусматривающие детальные
условия и процедуры взаимодействия сторон, которые становятся неотъемлемой частью
настоящего договора и должны содержать ссылку на него.
1.3. В своей деятельности стороны не ставят задач извлечения прибыли.
1.4. В случае осуществления образовательной деятельности Стороны гарантируют
наличие соответствующей лицензии.
1.5. Стороны обеспечивают соответствие совместной деятельности законодательным
требованиям. Каждая сторона гарантирует наличие правовых возможностей для
выполнения взятых на себя обязательств, предоставления финансирования, кадрового
обеспечения, наличие необходимых разрешительных документов (лицензии, разрешения
собственника имущества в случае предоставления имущества в пользование другой
стороне) и иных обстоятельств, обеспечивающих законность деятельности стороны.
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Стороны содействуют друг другу в ведении образовательной деятельности по
предоставлению образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей.
28
2.2. Стороны самостоятельно обеспечивают соответствие данной деятельности
законодательству Российской Федерации, в частности, требованиям о лицензировании
образовательной деятельности.
2.3. Стороны содействуют информационному, методическому и консультационному
обеспечению деятельности партнера по договору. Конкретные обязанности сторон могут
быть установлены дополнительными договорами или соглашениями.
2.4. В ходе ведения совместной деятельности стороны взаимно используют имущество
друг друга.
Использование имущества осуществляется с соблюдением требований и процедур,
установленных законодательством Российской Федерации, на основании дополнительных
договоров или соглашений, определяющих порядок, пределы, условия пользования
имуществом в каждом конкретном случае.
Сторона, передающая имущество в пользование партнеру по дополнительному договору
или соглашению, несет ответственность за законность такой передачи.
2.5. Стороны, используя помещения, оборудование, иное имущество партнера по договору
или соглашению, обеспечивают сохранность имущества с учетом естественного износа, а
также гарантируют целевое использование имущества в случае, если цели предоставления
имущества были указаны в дополнительном договоре или соглашении о его
предоставлении в пользование.
2.6. При реализации настоящего договора Образовательное учреждение несет
ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время их нахождения на территории, в
зданиях и сооружениях Образовательного учреждения, МБОУ ДО Центр творчества несет
ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время их нахождения на территории, в
зданиях и сооружениях МБОУ ДО Центр творчества, если иное не предусмотрено
дополнительным договором или соглашением.
3. Срок действия договора
3.1. Настоящий договор заключён до ______________. Договор автоматически
продлевается на каждый следующий год, за исключением случая, когда хотя бы одна из
сторон не позднее, чем за 10 дней до истечения срока действия договора уведомит о его
прекращении.
4. Условия досрочного расторжения договора
4.1. Настоящий Договор может быть расторгнут:
по инициативе одной из Сторон;
в случае систематического нарушения одной из Сторон условий настоящего
Договора;
в случае невозможности выполнения условий настоящего Договора с
предварительным уведомлением другой стороны за два месяца.
5. Ответственность Сторон
5.1. Стороны обязуются добросовестно исполнять принятые на себя обязательства по
настоящему Договору, а также нести ответственность за неисполнение настоящего
Договора и заключенных для его реализации дополнительных договоров и соглашений.
5.2. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по
настоящему Договору, несет ответственность перед другой Стороной в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
6. Заключительные положения
6.1. Все изменения и дополнения к настоящему Договору заключаются в письменной
форме и оформляются дополнительным соглашением, которое является неотъемлемой
частью Договора.
29
6.2. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам,
не нашедшим своего разрешения в тексте Договора, будут разрешаться путем
переговоров.
6.3. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам,
не нашедшим своего разрешения путем переговоров, будут разрешаться на основе
действующего законодательства.
6.4. Настоящий Договор составлен в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую
силу – по одному экземпляру для каждой из Сторон.
7. Адреса и реквизиты Сторон
Муниципальное бюджетное
(Наименование организации)
образовательное учреждение
Адрес:
дополнительного образования Центр
ИНН
творчества
КПП
адрес: 352010, Краснодарский край,
ОГРН
Кущевский район, с. Красное,
БИК ТОФК
ул. Ворошилова, 71
тел.
ИНН 2340018182
КПП 234001001
(должность)
ОГРН 1062340003010
БИК ТОФК 010349101
_________ /______________/
тел.: 8(861)6835798
М.П.
директор:
__________
М.П.
/______________/
30