МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬН
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
ГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР
ТВОРЧЕСТВА
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР
ТВОРЧЕСТВА
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="
352010, Краснодарский край, Кущевский, Красное,
Ворошилова ул, 71", L=с.Красное, T=Директор,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР
ТВОРЧЕСТВА, ОГРН=1062340003010,
СНИЛС=13853491684, ИНН ЮЛ=2340018182,
ИНН=234080713020, E=cbuo86168@yandex.ru,
G=Елена Сергеевна, SN=Миндрина,
CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР
ТВОРЧЕСТВА
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.03.06 09:27:17+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.0
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 4 от 01.03.2024г.
Утверждаю:
Директор МБОУ ДО ЦТ
__________ Е.С. Миндрина
Приказ № 24 от 04.03.2024г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке разработки и утверждения дополнительных
общеобразовательных программа, реализуемых в МБОУ ДО Центре
творчества
1. Общие положения
1.1 Настоящее положение «О порядке разработки и утверждения
дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в МБОУ ДО
Центре творчества» (далее - Положение) разработано на основании:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 года № 678-р.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 года № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
Учебно-методическое пособие «Проектирование и экспертирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
требования и возможность вариативности» - И.А. Рыбалёва, 2019г.
Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Центра творчества (далее - ЦТ)
1.2 Согласно закона РФ «Об образовании» (ст.12,п.4) в ЦТ по
дополнительному
образованию
реализуются
дополнительные
образовательные программы. К дополнительным образовательным
программам
относятся
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие программы.
1
1.3 Дополнительные образовательные программы разрабатываются
самостоятельно педагогами дополнительного образования и утверждаются на
педагогическом совете МБОУ ДО ЦТ, директором ЦТ.
1.4 Целью и задачей дополнительных образовательных программ
являются:
- обеспечение условий для личностного, индивидуального и
физического развития, профессионального самоопределения обучающихся;
- приобщение детей, подростков и молодежи к здоровому, безопасному
образу жизни, обеспечение сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- создание условий для развития индивидуальных способностей каждой
личности, формирование у нее потребности и способности к саморазвитию и
самоопределению;
- создание условий для адаптации детей, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья, к жизни в обществе.
- воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе и семье;
- формирование общей культуры личности на основе исторических
особенностей региона, приобщение к общекультурным ценностям.
1.5 Дополнительные образовательные программы могут быть различной
направленности:
естественнонаучная
техническая
туристско-краеведческая
художественная
социально-гуманитарная
физкультурно-спортивная
2. Содержание дополнительной образовательной программы
2.1
Дополнительная
общеразвивающая
программа
является
нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о
дополнительном
образовании,
предлагаемом
детям;
имеющим
конкретизированные образовательные цель и задачи, а также фиксируемые,
диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.
2.2 Содержание дополнительных общеобразовательных программ
определяется в рамках 6 направленностей: техническая, естественнонаучная,
физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая и
социально-гуманитарная.
2.3
Содержание
и
сроки
обучения
по
дополнительным
общеобразовательным программам определяет педагог дополнительного
2
образования, и утверждает директор (ФЗ № 273, гл.2, ст.12, п.5; гл. 10, ст.75,
п.4).
2.4
Дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы предназначены для детей и взрослых (ФЗ № 273, ст.75, п.2), и их
содержание должно быть ориентировано на:
создание необходимых условий для личностного развития детей,
позитивной социализации и профессионального самоопределения,
социализация и адаптация к жизни в обществе, профессиональной
ориентации и творческого труда обучающихся;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
детей
в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а
также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим
творчеством;
формирование и развитие творческих способностей детей, выявление,
развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического,
трудового воспитания детей;
формирование общей культуры, культуры здорового и безопасного
образа жизни, укрепление здоровья;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в
соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том
числе из числа обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых за пределами ФГОС и федеральных государственных
требований.
2.5 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
может реализовываться с использованием:
- сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения
обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов
нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в
том числе иных организаций (ФЗ № 273, ст. 13, п. 1);
- различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и
электронного обучения (возможно использование смешанной технологии,
при которой часть программы реализуется в очной/очно-заочной форме, а
часть – в дистанционной форме) (ФЗ №273, ст. 13, п.2);
- форма организации образовательной деятельности, основанная на
модульном
принципе
представления
содержания
образовательной
программы и построения учебных планов, использовании соответствующих
образовательных технологий (ФЗ №273, ст. 13, п.3).
3. Структура и содержание структурных элементов дополнительной
образовательной программы.
3
3.1 Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы составляют два основных раздела:
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты »:
пояснительная записка;
цель и задачи программы;
содержание программы;
планируемые результаты.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»:
календарный учебный график;
условия реализации программы;
формы аттестации;
оценочные материалы;
методические материалы;
список литературы.
3.2 Комплекс основных характеристик структурных элементов
программы.
3.2.1 Титульный лист включает в себя следующие элементы,
необходимые для заполнения:
наименование вышестоящих органов образования (по подчинённости
учреждения, организации);
наименование учреждения, организации; (согласно формулировки
устава организации);
дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу
к реализации;
гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и
номера приказа);
наименование вида программы (дополнительная общеразвивающая
программа);
название программы, отражающее её содержание;
адресат программы (обучающиеся определенного возраста);
срок реализации программы;
ФИО, должность разработчика (-ов) программы;
место (город, другой населенный пункт) и год разработки/переработки
программы.
Программа считается принятой к работе в образовательной организации
с момента ее утверждения приказом руководителя, что отражается в грифе
утверждения программы на титульном листе с указанием даты и номера
приказа (Приложение № 1).
3.2.2 Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты».
Пояснительная записка программы включает в себя:
4
направленность дополнительной общеобразовательной программы;
актуальность, новизну, педагогическую целесообразность;
отличительные
особенности
данной
дополнительной
общеобразовательной программы от уже существующих программ;
адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого
будет актуальным обучение по данной программе;
уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной
общеобразовательной программы: - объем программы – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для
освоения программы; - срок освоения программы - определяется
содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения
планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют
продолжительность программы - количество недель, месяцев, лет,
необходимых для ее освоения;
формы обучения;
режим занятий;
особенности организации образовательного процесса.
3.2.2.1
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
программы.
Характеризуя
направленность
дополнительной
общеобразовательной программы, важно кратко, но аргументировано
обосновать принадлежность программы именно к данной направленности.
3.2.2.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна может быть объективной (действительное новшество, ранее нигде и
никем не используемое), корпоративной (новшество для данного
конкретного учреждения), субъективной (новшество только для этого
педагога).
Новизна может также касаться отдельных компонентов образовательной
программы, например, при традиционности направления деятельности могут
использоваться оригинальные приемы, методы, педагогические технологии..
Актуальность определяется как ориентированность на решение наиболее
значимых для дополнительного образования проблем. Актуальность может
базироваться на анализе социальных проблем, материалах научных
исследований; на анализе педагогического опыта, детского или
родительского спроса, современных требований модернизации образования,
потребностей общества и социальном заказе, потенциале образовательной
организации и т.д.
Педагогическая
целесообразность
это
аргументированное
обоснование педагогических приемов, использования форм, средств и
методов образовательной деятельности составителем (разработчиком)
программы в соответствии с целями и задачами дополнительного
образования.
3.2.2.3 Отличительные особенности данной дополнительной
общеобразовательной программы от уже существующих программ. В
данном разделе следует обосновать своеобразие программы, принципы
5
отбора содержания, ключевые понятия, указать, чем программа отличается от
уже существующих в данном направлении. Отличия могут быть и в
постановке образовательных задач, и в построении учебно-тематического
плана, и в содержании занятий, и в использованной разработчиком
литературе, и в изложенных основных идеях, на которых базируется
программа.
Данный раздел пояснительной записки может быть логически
объединен
с
разделом
«Новизна,
актуальность,
педагогическая
целесообразность».
3.2.2.4 Адресат программы - примерный портрет учащегося, для
которого будет актуальным обучение по данной программе - возраст,
уровень развития,
круг
интересов,
личностные
характеристики,
потенциальные роли в программе, иные медико-психолого-педагогические
характеристики.
В
данном
разделе
дается
характеристика
возрастнопсихологических особенностей обучающихся, обосновываются
принципы формирования групп, количество обучающихся в группе. Может
быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с
указанием особенностей работы с каждым из возрастов.
3.2.2.5 Уровень программы, объем и сроки реализации
дополнительной общеобразовательной программы. В данном разделе
пояснительной записки указывается продолжительность образовательного
процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год. Могут быть
выделены этапы, определен уровень программы: ознакомительный, базовый
и углубленный а также предусматривать реализацию краткосрочных
программ (от 16 ч.).
3.2.2.5.1 К ознакомительному уровню относятся дополнительные
общеразвивающие программы, которые предоставляются для ознакомления
со спецификой дисциплины. Срок освоения от 36 до 72 часов, не менее 3
мес., но не более 1 года.
3.2.2.5.2 Дополнительные общеобразовательные программы базового
уровня направлены на освоение определѐнного вида деятельности,
углубление и развитие их интересов и навыков, расширение спектра
специализированных занятий по различным дисциплинам; формирование
устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности; формирование
специальных знаний и практических навыков, развитие творческих
способностей ребенка. В процессе обучения накапливаются базовые знания,
умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но
и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и
учебно-исследовательской деятельностей. Реализуется не менее 1 года (не
менее 108 ч. в год), как правило от 1 года до 3 лет. Время обучения – от 3 до
5 часов в неделю.
3.2.2.5.3
Углубленный
уровень
включает
программы,
предполагающие выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего
6
личностного,
творческого,
культурного
и
профессионального
самоопределения обучающихся. Происходит обучение в процессе участия в
исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности.
Данный уровень ориентирован на развитие и профессиональное становление
личности. Срок реализации не менее 2 лет, 4-8 ч. в неделю.
3.2.2.5.4 Под краткосрочными программами следует
временные
объединения. Срок реализации от 16 до 36 часов.
3.2.2.5.5 Блочно-модульный принцип построения дополнительной
общеобразовательной программы предполагает составление программы из
независимых целостных блоков. При этом
образовательный процесс
делится на отдельные модули на каком-либо основании (по уровню
освоения, содержанию), затем составляется паспорт программы, в рамках
которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности.
(Приложение №)
3.2.2.6 Формы обучения – очная, очно-заочная, очно-дистанционная,
заочная («допускается сочетание различных форм получения образования и
форм обучения» ФЗ № 273, г.2, ст.17, п.4).
3.2.2.7 Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю;
3.2.2.8 Особенности организации образовательного процесса.
В данном разделе необходимо указать именно особенности организации
образовательного процесса в рамках реализации образовательной
программы: состав группы (постоянный, переменный и др.); занятия
(индивидуальные, групповые и т.д.) и виды занятий по программе
определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции,
практические и семинарные занятия, лабораторные работы, круглые столы,
мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные
тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты,
выставки, творческие отчёты, соревнования и другие виды учебных занятий
и учебных работ.
Также
в
данном
разделе
необходимо
описать
принцип
сформированности учащихся в группу (одного возраста или разных
возрастных категорий (разновозрастные группы). Основной ли состав
объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии,
оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры).
3.2.3 Цель и задачи программы - это заранее предполагаемый
результат образовательного процесса, к которому надо стремиться.
3.2.3.1 При характеристике цели следует избегать общих абстрактных
формулировок. Описание цели должно содержать в себе указание на
виды деятельности, отражать развитие личностных качеств, а также
общих и специальных способностей. Цель связана с названием
программы, отражает ее основную направленность и желаемый конечный
результат. Цель общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительного образования детей предполагает выделение перспективных
7
и промежуточных целей, если срок реализации программы более одного
года.
3.2.3.2 Конкретизация цели осуществляется через определение задач,
раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно
сделать, чтобы достичь цели. При формулировании задач используется
следующая их классификация:
образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса
к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение
определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.
личностные - формирование общественной активности личности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме,
навыков здорового образа жизни и т.п.;
метапредметные - развитие мотивации к определенному виду
деятельности,
потребности
в
саморазвитии,
самостоятельности,
ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
3.2.3.3
Формулировки
задач
должны
быть
соотнесены
с
прогнозируемыми результатами, если программа имеет срок реализации
больше одного года, целесообразно задачи поставить на каждый год
обучения.
3.2.4 Содержание программы должно быть отражено в учебном
плане и содержании учебно-тематического плана.
3.2.4.1 Учебный план - документ, который определяет перечень,
трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем,
практики,
иных
видов учебной деятельности и формы аттестации
обучающихся (ФЗ № 273, ст.2, п.22; ст. 47, п.5).
3.2.4.2 Содержание учебного плана должно быть направлено на
достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения.
Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем
программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным
планом, включая описание теоретических и практических частей и форм
контроля по каждой теме. При оформлении содержания следует
придерживаться ряда общих правил:
содержание составляется согласно УП;
формулировка и порядок расположения разделов и тем должны
полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП;
необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому
разделу (теме);
содержание каждого года обучения целесообразно оформлять
отдельно;
3.2.5 Планируемые результаты. В данном блоке программы
необходимо сформулировать:
8
предметные результаты: требования к знаниям и умениям,
которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по
программе (т.е. что он должен знать и уметь);
личностные результаты включают готовность и способность
учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
метапредметные результаты, которые приобретет обучающийся
по итогам освоения программы, означают усвоенные учащимися способы
деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса,
так и при решении реальных жизненных ситуаций.
Данные характеристики формулируются с учетом цели и
содержания
программы.
3.3 Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических
условий, включающий формы аттестации».
3.3.1 Календарный учебный график программы – это составная часть
образовательной
программы,
содержащая
комплекс
основных
характеристик образования и определяющая:
- даты начала и окончания учебных периодов/этапов;
- количество учебных недель или дней;
- продолжительность каникул;
- сроки контрольных процедур;
- организованных выездов, экспедиций и т.п.
Календарный учебный график
п/
п
Дата
этало фак
н
т
Тема
заняти
я
Воспитательны Колй
компонент во
занятия
часо
в
Форма
проведени
я занятия
Место
проведени
я
Примечани
е
В колонке «Примечание» указываются причины изменений в графике.
Календарный учебный график является обязательным приложением к
образовательной программе и составляется для каждой учебной группы.
Утверждается календарный учебный график вместе с программой.
3.3.3 Формы аттестации. Оценка образовательных результатов
учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе должна носить вариативный характер (Концепция, гл. I).
Инструменты оценки достижений детей и подростков должны
способствовать росту их самооценки и познавательных интересов в общем и
дополнительном образовании, а также диагностировать мотивацию
достижений личности (Концепция, гл. III).
9
3.3.3.1 Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает проведение
итоговой
аттестации
по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам (ст.75), но и не запрещает ее проведение
(ст.60) с целью установления:
соответствия
результатов
освоения
дополнительной
общеразвивающей программы заявленным целям и планируемым
результатам обучения;
соответствия
процесса
организации
и
осуществления
дополнительной общеразвивающей программы установленным требованиям
к порядку и условиям реализации программ.
3.3.3.2 Аттестация (промежуточная и итоговая) по дополнительным
общеразвивающим программам проводиться в порядке, установленном
положением «Об аттестации обучающихся».
3.3.4 Оценочные материалы. В данном разделе отражается перечень
(пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение
учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст.
47, п.5).
3.3.5 Методические материалы. Настоящий раздел представляет
краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью
содержания и индивидуальными особенностями учащихся.
3.3.5.1 Методические материалы включают в себя:
описание методов обучения ;
описание технологий;
формы организации учебного занятия;
тематику и формы методических материалов по программе
(пособия, оборудование, приборы и др.);
дидактические
материалы
–
раздаточные
материалы,
инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы
изделий и т.п.;
алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и
его этапов.
3.3.6 Список литературы. При составлении списка литературы
необходимо учитывать:
основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия,
сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и
практикумов, хрестоматии;
наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы.
3.3.6.1 Список должен быть составлен для разных участников
образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
3.2.6.2 Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению
библиографических ссылок, в том числе и для интернет-ресурсов.
4. Порядок рассмотрения и утверждения дополнительной
образовательной программы.
10
Образовательная программа является локальным нормативным
документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в
определённом порядке:
4.1 Внутренняя
экспертиза
–
обсуждение
программы
на
педагогическом совете МБОУ ДО ЦТ - это анализ качества документа, его
соответствия
уставу
образовательного учреждения,
действующим
нормативно-правовым
документам
и требованиям к содержанию
дополнительного образования детей. По итогам обсуждения на
образовательную программу составляется рецензия внутренней экспертизы.
4.2
Решение
об
утверждении
образовательной
программы
обязательно заносится в протокол педагогического совета.
4.3 Утверждение образовательной программы осуществляется
приказом директора МБОУ ДО ЦТ на основании решения педагогического
совета.
Только после утверждения программы приказом директора она может
считаться полноценным нормативно-правовым документом детского
объединения дополнительного образования.
5. Принятие, прекращение и изменение Положения.
5.1 Положение является локальным актом, регулирующими
организацию образовательного процесса в Центре.
5.2 Положение принимается на педсовете и утверждается директором
Центра.
5.3 В Положение могут быть внесены изменения и дополнения после
обсуждения на педагогическом совете.
5.4 Положение принимается на неопределенный срок.
11
Приложение № 1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
педагогического совета
от « »_________ 20 г.
Протокол № ________
Утверждаю
Директор МБОУ ДО ЦТ
__________/Е.С. Миндрина/
Пр. № __________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Акварелька (рисование)
«
»
(указывается наименование программы)
Уровень программы:
базовый
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 1 год: 108 часов
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 4 до 6 лет
Форма обучения: очная, очно-заочная, дистанционная
Вид программы:
модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)
Программа реализуется на бюджетной основе/внебюджетной основе
ID-номер программы в Навигаторе: _______
Автор-составитель:
(указать ФИО и должность разработчика)
с. Красное, 20__
12