УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2025 года
Протокол № 1
Утверждаю
И.о директора МБОУ ДО ЦТ
__________/Е.С. Миндрина/
Пр. № 137 от 08.09.2025г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«
Арлекино (театр)
(указывается наименование программы)
»
Уровень программы: ознакомительный
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 1 год: 72 часа
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 7 до 15 лет
Форма обучения: очная, дистанционная
Состав группы: до 15 человек
Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)
Программа реализуется на бюджетной основе с использованием
социального сертификата
ID-номер Программы в Навигаторе: 75952
Автор-составитель:
Афанасьева Светлана Павловна педагог дополнительного образования
(указать ФИО и должность разработчика)
с. Красное, 2025
Содержание
1.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4.
5.
Нормативно – правовая база.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Пояснительная записка программы.
Цель и задачи программы .
Учебный план и содержание образовательной программы.
Планируемые результаты.
Раздел 2. «Комплекс организационно – педагогических
условий».
Календарный учебный график.
Раздел воспитания
Условия реализации программы.
Формы аттестации.
Оценочные материалы.
Методические материалы.
Список литературы
Приложения
2
3
4-7
7-8
8-12
12-13
14-17
18-20
20
21
21
21-23
24
25-28
1. Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной
Думой 21.12.2013;
1. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
2. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
3. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018г.;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодёжи»;
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо
Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242;
6. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий,
письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04;
7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего
одной из национальных целей развития Российской Федерации
предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
8. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
9. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 « Об утверждении санитарных
правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (гл.VI);
11.
Краевые методические рекомендации по разработке
дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного
обучения 2020 г.;
12.
Устав
Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения дополнительного образования Центр творчества.
3
Введение.
Театр, в котором играют дети, как и большинство культурных явлений,
уходит своими корнями по своей сущности в первобытную культуру.
Несомненная польза театра для детей заключается:
- в развитии личности ребенка;
- театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е.
помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство
партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие
качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей
социальной средой;
-театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образнотворческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в
области текста, и в области компоновки пространства, и в области
музыкального оформления;
-театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с
удовольствием и более осмысленно, чем раньше;
-при использовании метода драматизации на занятиях по любым
предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким
причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того,
пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше
воспринимает информацию, чем слух в отдельности. Попытаться раскрыть
талант ребёнка и воспитать разностороннюю личность – является одной из
основных задач объединения «Арлекино».
Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования Кущёвский район и всего региона в целом, в
соответствии
со
стратегией
социально-экономического
развития
муниципального образования Кущевский район, утвержденной Решением
совета муниципального образования Кущевский район от 16 декабря 2020
года.
1.
Комплекс
основных
характеристик
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы – художественная.
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений
художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту
поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие
индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.
4
Педагогическая целесообразность программы – это комплекс
занятий художественной направленности, каждое из которых призвано
повышать уровень образования детей и тем самым заложить основу общего
культурного развития. В программе собран и систематизирован интересный
материал, который в первую очередь необходим при получении основных
умений и навыков в актёрском мастерстве, исполнительстве, искусстве
словесного действия и сценической речи, сценическом движении и пластике.
Образовательная программа включает в себя воспитательную работу,
которая направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения
обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Каждое учебное занятие содержит в себе воспитательный компонент.
Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает
следующее:
• установление доверительных отношений между педагогами и его
учащимися, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на
занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение учащихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы
учебной деятельности и самоорганизации;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного
занятия через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор;
• включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в объединении, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия.
Актуальность
программы.
Программа
включает:
базовые
упражнения, работу по развитию внимания, памяти, воображения, изучение
психофизического действия, работу над созданием сценического образа. Но
прежде всего – это развитие психофизического аппарата будущего актёра.
Программа направлена на то, чтобы учащийся часто находился на
сценической площадке, репетируя, тренируясь, играя роли, то есть занимался
актерской работой, из которой он получает значительный опыт.
5
Используя на занятиях театральной деятельностью музыку,
изобразительное искусство, литературу решаются сразу ряд проблем,
предоставляя в наш педагогический арсенал:
1. Принцип синтеза различных видов искусств.
2. Режиссуру построения игровой ситуации, в которой возможно
подключение собственного опыта ребёнка.
3. Технологию развития воображения на основе игрового
ассоциативного тренинга.
Новизна программы единство речи, игры и движения – универсальное
средство эмоционального ифизического развития, нравственного и
художественного воспитания детей,формирующее внутренний мир человека.
Данная программа ставит перед собой задачи ввоспитании начинающих
чтецов, артистов, а также решает проблемыгармоничного всестороннего
развития личности. Также программа дает возможность привести к
внутреннему перевоплощению личности каждого обучающегося вличность
творческую, активную, социально одаренную.
Дополнительные занятия в атмосфере театрального творчества формируют и
развивают коммуникативную культуру обучающихся, их игровую культуру,
формируют его систему ценностей в обществе.
Работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребёнок осознаёт свою
значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли,
воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо
поручений, обязанностей.
Наряду
с
этим
неоспоримо
важными
компетентностями
дополнительные занятия в театральном объединении формируют устную
речь, развивают её выразительные и интонационные возможности – в общем,
формируют культуру устной и сценической речи, развивают память,
формируют художественный вкус ребёнка, в целом обогащают его жизнь
новыми яркими ощущениями. Также для развития речи, воображения и
фантазии используются перчаточные куклы.
Программа может реализовываться в сетевой и комбинированной
форме, используя площади и ресурсы образовательных организаций и
учреждений культуры.
Формируемые компетенции:
Ценностно-смысловые: обогащение эстетического вкуса;
Общекультурные: повышение общего культурного уровня;
Учебно-познавательные: расширение знаний о театральном искусстве,
усвоить, что поведение – основной материал актёрского мастерства;
Коммуникативные: уметь взаимодействовать с другими людьми;
6
Социально-трудовые: воспитание трудолюбия, целеустремлённости,
ответственности, требовательности к себе.
Особенности организации образовательного процесса - Возможна
реализация программы с применением дистанционных технологий: Онлайнобучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайн-обучение.
Онлайн-обучение:
• Видеоконференция на платформе Сферум;
• Чат (онлайн-консультация);
• Видео-консультирование.
Офлайн-обучение:
• Мессенджер Телеграмм, Сферум;
• Электронная почта;
• Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме
занятия;
• Мастер-классы, презентации.
• Видео-уроки
• Дистанционные конкурсы
Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте
7-15 лет, интересующихся театральным искусством и актёрским мастерством,
желающих проявить себя на сцене.
Объём программы. Количество часов, необходимых для реализации
программы – 72
Форма обучения – очная, дистанционная.
Форма работы – групповая.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, с
перерывом между занятиями 10 минут.
В дистанционном режиме: занятия проводятся 2 раза в неделю: дети с 6
до 11 лет – 20 минут занятие, с 12 до 18 лет – 30 минут занятие.
Состав группы – постоянный, но допускается зачисление новых
обучающихся по результатам собеседования.
Форма организации образовательного процесса. Беседа, мини
спектакли, этюды, проигрывание ситуаций, тренинги и упражнения,
просмотр и анализ, рефлексия.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы – создание условий для формирования
самостоятельной, творческой личности, готовой к самореализации
посредством актерского мастерства.
7
Задачи программы:
предметные:
- Познакомить обучающихся с основами актёрского мастерства;
- Расширить знания актёрского и речевого тренинга;
- Научить владеть своим телом, голосом и речевым
аппаратом, освобождаться от мышечного зажима, развить пластические
способности, преодолевать страх перед публичным «одиночеством»,
путём освоения основ актёрского мастерства;
- Научить навыку координации мышц дыхательной системы и
мышц внешней и внутренней артикуляции, путём освоения речевого и
актерского тренинга.
личностные:
- Способствовать формированию у обучающихся нравственного
отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к его явлениям;
- Способствовать воспитанию культуры общения в коллективе,
внимательного и ответственного отношения к работе;
- Способствовать формированию ценностных критериев отбора
жизненных и художественных ценностей и ориентиров;
- Способствовать воспитанию черт характера творческой личности:
уверенность в себе (в своих силах и способностях), целеустремлённость,
решимость(преодоление собственных страхов), дисциплина, мотивация,
способность к критическому анализу, нестандартность и независимость
мышления, концентрация внимания, образное мышление, наблюдательность,
фантазия и воображение, чувство юмора, гибкость ума.
метапредметные:
- Способствовать формированию у обучающихся навыков
саморазвития и самовоспитания, готовности и способности к
самостоятельной творческой деятельности;
Способствовать
развитию
творческой
индивидуальности
обучающегося;
- Способствовать развитию у обучающегося устойчивой мотивации к
занятиям актерским мастерством;
Способствовать
профессиональному
самоопределению
обучающихся;
8
1.3 Содержание программы.
Учебный план
№
п/п
Название раздела, темы
1. Вводное занятие.
2. Этюды.
Количество часов
Всего Теори Прак Конт
я
тика роль
2
1
1
10
2
8
-
3. Сценические движения
10
2
8
-
4. Сценическое общение.
10
2
8
-
5. Сценический образ.
10
2
8
-
6. Сценический голос.
8
2
6
7. Импровизация.
8
2
6
8. Репетиция и показ
спектакля.
9. Итоговая аттестация.
12
2
10
2
-
-
2
72
15
55
2
ИТОГО:
-
Форма/конт
роля
аттестации
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Контрольное
занятие
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. «Вводное занятие» (2 часа).
Теория (1 час): знакомство с программой, правилами занятий и
отношений
в
коллективе.
Объяснение
основных
этапов
овладениямастерством. Объяснение техники безопасности на занятиях.
Практика
(1
час):
Творческое
задание
на
определение
психофизического состояния учащихся, ихприродного творческого
потенциала.
Раздел 3. «Этюды» (10 часов)
Теория (2 часа)
-Этюд как отдельное театральное произведение.
-Разнообразие этюдов и их отличительные черты.
-Комический этюд, как особый вид деятельности.
-Отличительные особенности группового этюда.
-Основные понятия: этюд, элементы драматургической кривой, тема, идея,
конфликт, комический этюд.
9
-Создание этюдов на органическое молчание.
Практика (8часов)
-Создание этюдов по темам основных элементов психофизического
актёрского тренинга.
-Создание комических этюдов.
-Создание индивидуальных этюдов.
-Создание групповых этюдов с несколькими конфликтными линиями.
Раздел 4. «Сценическое движение.» (10 часов).
Теория (2 часов)
-Сценическое движение – важнейшее составляющее внешней техники актёра.
-Движение – основа активного и интересного действия, отличительные
особенности двигательных навыков актёра от жизненных.
-Движение – как отражение внутреннего переживания.
-Основные понятия: движение, активное и пассивное действие, переживание,
приспособление, пластика, жест, пантомима, наигрыш, автоматизм, гротеск,
привычка, мимика.
Практика (8 часов)
-Упражнения на отработку простых двигательных навыков.
-Упражнения на отработку сложных двигательных навыков.
-Упражнения на выработку пластичности и выразительности движений
(«Руки крылья», «Стена», «Волна»).
-Упражнения на поиск «приспособлений» через «переживание» («Давно не
виделись», «От чувства к действию»).
-Упражнения на ощущение темпа и ритма в движении.
-Упражнения на отработку элементов пантомимы (жесты и мимику).
-Упражнения на отработку комических элементов движения (падение,
столкновение, пощёчина, удар, спотыкание).
-Упражнения на иллюстративные движения.
Раздел 5. «Сценическое общение» (10 часов).
Теория (2 часа)
- общение как неотъемлемый элемент актёрской игры, отличия
общения с живым объектом от общения с воображаемым,
неодушевлённым;
- виды общения (самим с собой, с партнёром, с публикой, с
мнимым объектом);
- органический процесс общения;
- способы общения (вербальный и невербальный);
-основные
понятия:
сценическое
общение,
восприятие,
взаимодействие, приспособление, пристройка, оценка факта;
Практика (8 часов)
-упражнения на развитие органического процесса общения
(«Обрати на меня внимание»);
10
-упражнения на отработку навыков общения с несуществующими
и неодушевлёнными предметами («Воспоминание», «Приведение»);
-упражнения на выработку отношения к объекту и оценку факта;
-упражнения на невербальное общение;
-упражнения на словесное общение;
- упражнение на выработку навыков целесообразности и логики в
общении с элементами импровизации;
- упражнения на выработку навыков целесообразного, правдивого
и логического общения исходя из «если бы…»;
Раздел 6. «Сценический образ» (10 часов).
Теория (2 часа)
- Сценический образ в работе актёра;
- этапы создания сценического образа;
- содержание сценического образа;
- целостность сценического образа (внутренняя и внешняя характерность);
- атмосфера общая (окружающая) и «Я» актёра;
- особенности создания образа;
-основные понятия: сценический образ, содержание, символика,
атмосфера, характерность, перевоплощение, артистизм;
Практика (8 часов)
- упражнения на «внешнюю характерность» (привычки, походка, мимика,
жестикуляция, общая пластика, голос и голосовые дефекты, возрастные
особенности);
-упражнения
на
«внутреннюю
характерность»
(переживания,
чувствования, эмоциональность, характер, темперамент);
-упражнения на поиск и выработку психофизические особенностей
персонажа;
Раздел 7. «Сценический голос» (8 часа).
Теория (2часа)
- особенности и приёмы работы над чистоговорками
- особенности и приёмы работы над скороговорками
- особенности работы над техниками дыхания
Практика (6 часов)
- упражнения на выработку навыка «правильного» дыхания,
упражнения на фиксированный вдох, упражнения на плавный выдох,
упражнения на диафрагмальное дыхание («У моря», «Воздушный футбол»,
«Воздушный удар»…);
- Дыхательная разминка;
- Артикуляционная гимнастика – упражнения на губы, щёки, язык,
нижнюю челюсть, верхнее нёбо, глотку;
11
- Упражнения на развитие дикции – проговаривание отдельных
звуков и звукообразований, произношение слогов и слогообразований,
проговаривание скороговорок и чистоговорок;
- упражнения на распределение дыхания во время активных
действий (движений, выполнении трюков);
- упражнения на правильное распределение дыхания в речевом
жанре.
Раздел 8. «Импровизация» (8 часа)
Теория (2 часа)
- понятие импровизация
- виды импровизации
- игровая импровизация
- мозговой штурм
Практика(6 часов)
- этюды на импровизацию (индивидуальные, парные, групповые);
- упражнения на вербальную и невербальную импровизацию;
- упражнения на выработку ассоциаций.
Раздел 9. «Репетиция и показ одноактного спектакля» (12 часов)
Теориям(2 часов)
-Выбор пьесы. Обсуждение авторского замысла. Трактовка режиссера.
-Сюжет, фабула, кульминация – составляющие пьесы.
-Подробный анализ пьесы/сценки/- от события к событию. Раздача ролей.
Практика (10 часов)
-читка по ролям. Взаимоотношения героев /партнеров/. Ситуативно-ролевое
общение.
-Создание образа: походка, пластика, речь, мимика, грим, костюм. Этюды на
память физических действий.
- Монолог. Работа над ролью и анализ.
-Диалог. Работа над ролью.
-Работа над ролью – главный герой пьесы (рассказа).
-Работа над сценкой. Анализ репетиции.
-Генеральные репетиции для выступления перед зрителями.
Раздел 8. «Итоговая аттестация» (2 часа)
Выступление перед зрителем. Разбор выступления.
12
1.4 Планируемые результаты.
По окончанию освоения программы обучающиеся будут знать:
- технику безопасности при работе в объединении;
- виды и техники дыхательной разминки;
- понятия: импровизация, сценическое общение, пристройка, сценический
образ, внешняя и внутренняя характерность, атмосфера, этюд, конфликт,
пантомима;
- индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои
достоинства;
- основные элементы драматургической кривой.
уметь:
- выполнять дыхательную, дикционную и артикуляционную гимнастику;
- выполнять разминку, подготовить своё тело к работе;
- владеть навыками «правильного» дыхания;
- выражать эмоциональное состояние через пластическое воплощение;
- выполнять упражнения актёрского тренинга под руководством педагога;
- выполнять упражнения по речевому тренингу под руководством педагога;
- строить связный рассказ на заданную тему.
13
2.Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
№
п/п
Дата
план факт
Тема занятия
Время
проведен
ия
занятия
2 часа по
40 минут
Место
проведен
ия
занятия
СОШ
№28
Форма
проведен
ия
занятия
групповая
2 часа по
40 минут
СОШ
№28
групповая
2
2 часа по
40 минут
СОШ
№28
групповая
2
2 часа по
40 минут
СОШ
№28
групповая
2
СОШ
№28
СОШ
№28
СОШ
№28
групповая
Колво
часов
1.
Вводное занятие.
2
3.
Этюды
Разнообразие этюдов и
их отличительные
черты
создание этюдов по
темам основных
элементов
психофизического
актёрского тренинга
этюд на
взаимодействие с
партнером
этюд на свободную
тему
этюд на внимание
10
2
1
2часа по
40 минут
40 минут
создание групповых
этюдов с несколькими
конфликтными
линиями
Сценические
движения
основные понятия:
движение, активное и
пассивное действие,
переживание,
приспособление,
пластика, жест,
пантомима, наигрыш,
автоматизм, гротеск,
привычка, мимика
упражнения на
отработку простых
двигательных навыков
упражнения на
отработку сложных
двигательных навыков
упражнения на
выработку
пластичности и
выразительности
движений
упражнения на
1
40 минут
4.
групповая
групповая
10
2
2 часа по
40 минут
СОШ
№28
групповая
2
2 часа по
40 минут
СОШ
№28
групповая
1
40 минут
СОШ
№28
групповая
1
40 минут
СОШ
№28
групповая
1
40 минут
СОШ
групповая
14
Примеч
ание
ощущения темпо-ритма
в движении
упражнения на
отработку комических
элементов движения
(падение,
столкновение,
пощёчина, удар,
спотыкание)
упражнения на поиск
«приспособлений»
через «переживание»
упражнения на
иллюстративные
движения
Сценическое общение
виды общения (самим с
собой, с партнёром, с
публикой, с мнимым
объектом)
способы общения
(вербальный и
невербальный)
упражнения на
отработку навыков
общения с
несуществующими и
неодушевлёнными
предметами
упражнения на
выработку отношения к
объекту и оценку факта
упражнение на
выработку навыков
целесообразности и
логики в общении с
элементами
импровизации
упражнения на
выработку навыков
целесообразного,
правдивого и
логического
общения исходя из
«если бы…»
упражнения на
невербальное общение
упражнения на
словесное общение
Сценический образ
№28
1
40 минут
СОШ
№28
групповая
1
40 минут
СОШ
№28
групповая
1
40 минут
СОШ
№28
групповая
10
СОШ
№28
СОШ
№28
1
40 минут
групповая
1
40 минут
СОШ
№28
групповая
1
40 минут
СОШ
№28
групповая
1
40 минут
СОШ
№28
групповая
2
2 часа по
40 минут
СОШ
№28
групповая
2
2часа по
40 минут
СОШ
№28
групповая
1
40 минут
групповая
1
40 минут
СОШ
№28
СОШ
№28
10
15
Сценический образ в
работе актёра, этапы
создания сценического
образа
Основные понятия:
сценический образ,
содержание,
символика, атмосфера,
характерность,
перевоплощение,
артистизм
упражнения на
«внешнюю
характерность»
(привычки, походка,
мимика,
жестикуляция, общая
пластика, голос и
голосовые дефекты,
возрастные
особенности)
упражнения на
«внутреннюю
характерность»
(переживания,
чувствования,
эмоциональность,
характер, темперамент)
упражнения на поиск и
выработку
психофизические
особенностей
персонажа
Сценический голос
особенности и приёмы
работы над
чистоговорками и
скороговорками
особенности работы
над техниками дыхания
упражнения на
выработку навыка
«правильного»
дыхания, упражнения
на фиксированный
вдох, упражнения на
плавный выдох,
упражнения на
диафрагмальное
дыхание
Артикуляционная
2
40 минут
СОШ
№28
групповая
2
2 часа по
40 минут
СОШ
№28
групповая
2
2 часа по
40 минут
СОШ
№28
групповая
2
2 часа по
40 минут
СОШ
№28
групповая
2
3 часа по
40 минут
СОШ
№28
групповая
8
1
40 минут
СОШ
№28
групповая
1
40 минут
групповая
1
2 часа по
40 минут
СОШ
№28
СОШ
№28
1
40 минут
СОШ
групповая
16
групповая
гимнастика –
упражнения на губы,
щёки, язык, нижнюю
челюсть, верхнее нёбо,
глотку
Упражнения на
развитие дикции –
проговаривание
отдельных звуков и
звукообразований,
произношение слогов и
слогообразований,
проговаривание
скороговорок и
чистоговорок
упражнения на
распределение дыхания
во время активных
действий
упражнения на
правильное
распределение дыхания
в речевом жанре
Импровизация
Понятие импровизация,
виды импровизации,
игровая импровизация,
мозговой штурм
этюды на
импровизацию
(индивидуальные,
парные, групповые)
Репетиции и показ
одноактного
спектакля
Выбор пьесы.
Обсуждение авторского
замысла
Раздача ролей. Читка
по ролям
Работа над ролью
№28
1
40 минут
СОШ
№28
групповая
1
40 минут
СОШ
№28
групповая
2
40 минут
СОШ
№28
групповая
8
1
40 минут
СОШ
№28
групповая
7 часов по
40 минут
СОШ
№28
групповая
1
40 минут
СОШ
№28
групповая
1
40 минут
групповая
1
40 минут
СОШ
№28
СОШ
№28
СОШ
№28
СОШ
№28
Актовый
зал
7
12
Постановочная работа
7
Генеральная репетиция
2
Итоговая аттестация
2
3 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
17
групповая
групповая
групповая
групповая Контрол
ьное
занятие
2.2.
Раздел воспитания
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
Основной
целью
воспитания
является
развитие
личности,
самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к театральному искусству;
- развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе, обсуждении;
- развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и
окружающего мира;
- формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту
профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами
выбора профессии;
- формировать активную гражданскую позицию, чувство верности Отечеству.
Планируемые
формы
и
методы
воспитания.
Основной формой воспитания детей при реализации программы
является проведение бесед, в ходе которых обучающиеся усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение. Получают опыт
деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценности, нравственные ориентации. Участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Практические занятия (участие в конкурсах, выставках) способствуют
усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (индивидуальные и коллективные беседы; рассказ,
разъяснение, дискуссии);
- метод упражнений (многократное повторение действий и поступков
детей в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и
привычек поведения: общественные поручения, культмассовая работа, уборка
учебного кабинета, игра);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
- метод одобрения и осуждения (средства метода одобрения: личная
похвала педагога; благодарность в приказе учреждения; помещение
фотографии на доску почёта. Средства метода осуждения: замечания педагога,
устный выговор);
- метод контроля (наблюдение за поведением учащихся,
индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или
общественных поручений, отчеты перед своими товарищами о своей работе и
дисциплине);
- метод переключения в деятельности.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе учреждения в котором
реализуется
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа.
Основным методом оценки результативности реализации программы в
части воспитания является педагогическое наблюдение. Оно заключается в
наблюдении за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих задач
по программе.
Организационные условия:
- подбор тематического материала;
- использование простых и сложных средств;
- построение логической последовательности хода и логической
завершенности в соответствии с поставленной целью материала.
- выравнивание и просчёт по продолжительности мероприятия в соответствии
с возрастом воспитанников, местом проведения.
Календарный план воспитательной работы.
№
п/п
1.
Название события,
мероприятия
Техника безопасности
Сроки
Форма
проведения
Групповая,
беседа
2.
«Этика и культура
поведения»
октябрь
Групповая,
беседа
3.
«День народного
единства» (4 ноября)
ноябрь
Групповая,
беседа
4.
«Привычки – плохие и
хорошие. Как
избавится от плохих»
декабрь
Групповая,
беседа
сентябрь
19
Направление
Сознание ценности
жизни, здоровья и
безопасности,
соблюдение правил
личной и общественной
безопасности
Уважение прав, свобод и
обязанностей гражданина
России, неприятия любой
дискриминации людей
Сознание российской
гражданской
принадлежности,
сознания единства с
народом России и
Российским
государством.
Установка на соблюдение
и пропаганду здорового
образа жизни,
5.
«Моя семья – моё
богатство!»
январь
Групповая,
беседа
6.
«Все профессии
важны»
январь
Групповая,
беседа
7.
Православные
праздники
февраль
Групповая,
беседа
8.
27 марта – Всемирный
день театра
март
Групповая,
беседа
9.
«Международный день
птиц» (1 апреля)
апрель
Групповая,
беседа
10.
«Земляки – ветераны
ВОВ»
май
Групповая,
беседа
11.
«Внимание – основа
безопасного дорожного
движения»
май
Групповая,
беседа
сознательное неприятие
вредных привычек,
понимание их вреда.
Ориентация на создание
устойчивой семьи на
основе традиционных
семейных ценностей
народов России.
Ориентация на
осознанный выбор сферы
профессиональных
интересов,
профессиональной
деятельности.
Сознание традиционных
духовно-нравственных
ценностей народов
России.
Уважение к
художественной культуре
народов России,
мировому искусству,
культурному наследию.
Формирование
экологической культуры,
понимания влияния
социальноэкономических
процессов на природу.
Формирование
российского
национального
исторического сознания
на основе исторического
просвещения, знания
истории России
Сознание ценности
жизни, здоровья и
безопасности,
соблюдение правил
личной и общественной
безопасности
2.3 Условия реализации программы
1. Кабинет для занятий.
2. Сцена для репетиционных занятий.
3. Ноутбук, проектор, экран.
4. Музыкальные фонограммы, видеозаписи.
5. Реквизит для создания костюмов, образов.
20
6. Перчаточные куклы.
2.4 Формы аттестации.
Основными формами подведения итогов по программе является
текущий контроль и проведение итоговой аттестации обучающихся.
Текущий контроль осуществляется в форме беседы, наблюдения и
выполнения практических заданий в течение всего времени реализации
образовательной программы.
Итоговая аттестация проводится по окончанию изучения программы
в конце учебного года в форме постановки спектакля.
2.5 Оценочные материалы.
Беседа, наблюдение, выполнение практических заданий.
Результаты обучения прослеживаются в творческих достижениях
(грамоты, дипломы) обучающихся, в призовых местах на конкурсах и
фестивалях.
2.6 Методические материалы.
Объединение «Арлекино» - это совершенно иная форма организации
учебной деятельности обучающихся, чем урок. Ребёнок не получает готовых
знаний, он их добывает, строит сам. Дети сами выбирают и нужный темп,
средства и методы выполнения заданий, чередуя парную, индивидуальную и
групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества обучающихся и
педагога, обращение к личному опыту обучающихся, связь с другими видами
искусства – способствует развитию индивидуальности ребёнка.
Основная задача теоретических занятий – дать необходимые знания о
театре, как виде искусства, показать основные приёмы работы со словом и
текстом, расширить кругозор знаний о культуре общения и поведения.
Практические занятия включают в себя игры и упражнения по
закреплению теоретической части, анализ характера предложенных ролей и
работу по представлению их на сцене.
Театральное объединении – это технология, требующая от педагога
перехода на позиции партнёрства с обучающимися, ненасилия,
безоценочности и приоритета процесса над результатом. Эта технология
направлена на «погружении» участников объединения в процесс поиска,
познания и самопознания.
В процессе работы учитывается индивидуальность каждого ребёнка,
возможность проявиться каждому.
21
Важным является развитие интереса и самостоятельности у детей.
Большое внимание уделяется обучению самостоятельно готовиться к
мероприятиям, проводить их, работать с литературой, поощрять и
стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные
стереотипы и общепринятые взгляды; — учить детей оценивать результаты
работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы
самими обучающимися.
В основу данной программы положены следующие педагогические
принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
- принцип увлекательности;
- принцип креативности.
Комплексно-целевой
подход
к
образовательному
процессу
предполагает:
- дифференцированный подбор основных средств обучения и
воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога
и обучающихся;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит
интенсифицировать получение качественных результатов обучения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Арлекино» направлена на развитие личности обучающегося. Из этого
следует, что главный показатель освоения программы – это личностный рост
каждого отдельного члена группы, а также превращение группы в единый
коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству. Важным
критерием оценки педагога работы обучающихся является естественное и
раскованное самочувствие юных артистов на сценической площадке. Но,
помимо этого, в программе обучения уделяется немало времени развитию
партнёрских навыков. В атмосфере доброжелательного и терпеливого
отношения друг к другу формируется чуткость воспитанников к правдивому,
целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики,
жеста, взгляда, движения, речи. Основной упор идёт на работу над парными и
мелкогрупповыми заданиями (3-5 человека). На этом этапе очень важно,
чтобы обучающиеся приобрели навык актёрской “пристройки” к партнёру,
чтобы, находясь на сценической площадке в процессе выступления и в
заданных предлагаемых обстоятельствах, существовали не раздельно, в
разных мирах, а, чувствуя друг друга, сливались воедино в процессе создания
органичного, логичного и законченного сценического действия. Не менее
важно, чтобы обучающиеся могли сформировать индивидуальный комплекс
22
упражнений для подготовки своего тела и голосо-речевого аппарата к работе,
но и могли определять и снимать собственные эмоциональные зажимы в
процессе работы или публичного выступления. Контроль за знаниями и
умениями, полученных в ходе занятий, проводится в форме творческого
тестирования. При этом учитывается не столько успеваемость, сколько
личный рост каждого отдельного ребенка. Итогом творческой работы группы
является постановка спектакля или этюда (индивидуальная\парная\групповая)
на свободную тему, прочтение произведения стихотворной формы, участие в
сольном или групповом номере или эпизодическое участие в постановке.
23
3. Литература:
1. «Мастерство актера и режиссера» Захава Б. Е. Изд. 3-е, испр. и доп.
Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет.
Училищ. Москва, «Просвещение», 1973 г (электронная книга)
2. «Профессиональная речь актера и режиссера» М. К. Литосова
Терминологические и нетерминологические словосочетания Учебное пособие
для студентов театральных вузов Москва 1989 г. (электронная книга)
З.«Сценическая речь» Учебник для студентов театральных учебных
заведение 3-е издание ГИТИС Москва 2002 И. П. Козлянинова, И. Ю.
Промптова.
4.«Инсценировки для театра»Рудич И. А.,Костоусова Е. В. Ульяновск,
2019 (электронная книга)
5. «Вчера и сегодня» С. Маршак Изд.«Дом» 1995 г.(электронная книга)
6. «Литература и фантазия» Стрельцова Л.Е. Москва «Просвещение»
1992 г.
7. «Русские народные сказки» Аникин В.П. Москва «Правда» 1990 г.
8. «Городок в табакерке» Серов С.Я. Москва «Правда» 1989 г.
9. «Ненаглядная краса» Тихончук Т.Ф. Минск «Юнацтва» 1991 г.
10. «Орфоэпический словарь русского языка» 5-е издание, исправленное
и дополненное под редакцией Аванесова Р.И. Москва «Русский язык» 1989 г.
11. «Школьный словарь иностранных слов» Одинцов В.В., Смолицкая
Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А. Москва «Просвещение» 1983 г.
12. «Работа актера над собой» Станиславский К. СПб «Азбука» 2022г.
Художественная литература для сцены и речи:
1.
Басни: И. Крылова, С. Михалкова, Б.Заходера.
2.
Поэзия ипроза.
3.
Народный фольклор: потешки, пословицы и поговорки,скороговорки.
4.
Сказки.
5.
Техника речи – книги.
Драматургия для чтения и постановки спектакля:
1.Пьесы классиков и современных драматургов. А. Чехов, А. Островский,
А.Пушкин и т.д.
2.Пьесы –сказки.
3.Поэзия – современная и классика.
4. Рассказы о войне, о жизни советскихлюдей.
6.Пьесы для постановки:«Дюймовочка»,«Снежная королева» Андерсена;
«Красная шапочка», «Золушка» Ш. Перро (адаптированные под
спектакль);
Учебные пособия и литература по предмету «Сценическое
мастерство актера»:
24
1.
Н. Акимов «Театральное наследие». М. « Искусство»,1978 (http://teatrlib.ru/Library/Akimov/Teatralnoe_nasledie_1/)
2.
Б. Захава «Мастерство актера и режиссера»М.«Искусство»,1969
(http://teatrsemya.ru/lib/mast_akt/akt_masterstvo/zakhava_bmasterstvo_aktera_i_rezhissera.pdf )
25
Приложение 1
Итоговая аттестация
по изучению разделов и тем программы объединения «Арлекино»
Дата проведения: ____________.
Форма проведения:
№ Фамилия, имя
1
2
3
4
5
6
7
8
…
«+» - зачет; «-» незачет
Результат
Вывод: ____________________________________________________________
26
Приложение 2
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О.
обучающегося:_________________________________________________
Объединение:__________________________________________________
Цель:_________________________________________________________
Задачи:________________________________________________________
Срок реализации программы:_____________________________________
Название
и№
раздела
программ
ы
Названи
еи№
темы
Колво
часо
в
Формы и
методы
изучения
учебного
материал
а
Образовательны
е результаты, их
сроки
27
Формы
проверки
, сроки
Индивидуальны
е результаты,
сроки
Приложение 3
28
29