«Надёжа» — хореография

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2025 года
Протокол № 1

Утверждаю
И.о. директора МБОУ ДО ЦТ
__________/Е.С. Миндрина/
Пр. № 137 от 08.09.2025г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«

Надёжа (хореография)

(указывается наименование программы)

»

Уровень программы: базовый

(ознакомительный, базовый или углубленный)

Срок реализации программы: 3 года: 1 год обучения – 96
часов, 2 год обучения – 144 часа, 3 год обучения – 144 часа.
(общее количество часов)

Возрастная категория: от 6 до 18 лет
Состав группы: до 20 человек
Форма обучения: очная, дистанционная
Вид программы:

модифицированная

(типовая, модифицированная, авторская)

Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер программы в системе Навигатор: 2371
Автор-составитель:
Глобенко Елена Владимировна педагог дополнительного образования

(указать ФИО и должность разработчика)

с. Красное, 2025

СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Введение………………….……………………………….……………...
1.1 Пояснительная записка……………………. ……………………….
1.2 Цели и задачи программы………………………………………….
1.3 Содержание программы………………..…………………………...
1.4 Планируемые результаты…………………………………………..

4
4-6
6-7
7-13
14-15

2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график……………………………..…..…...
2.2 Условия реализации программы………………………….………..
2.3 Формы аттестации………………………………………………….
2.4 Оценочные материалы……………………………………….…..…
2.5 Методические материалы…………………………………………..
3.Список литературы……………………………………………………
Приложение № 1. Воспитательная работа ……………………………
Приложение № 2. Итоговая аттестация ………………………………

16-23
24
24
24
24-26
27-28
29
30

2

Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной
Думой 21.12.2013;
2. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678р;
4. Национальный проект «Молодежь и дети» от 01.04.2024г.
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо
Мнобрнауки от 18.12.2015 № 09 3242;
6. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий,
письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ – 976/04;
7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего
одной из национальных целей развития Российской Федерации
предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
8. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р « Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
9. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391
от 05.08.2020 (ред. от 22.02.2023г.) «Об организации и осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ».
11. Методические рекомендации Регионального модельного центра
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края
по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ, 2024г.
12. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (гл.VI);
13. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4

3

3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровлении детей и молодёжи»;
14. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования Центр творчества.
Введение.
Танец – это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид
искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах.
Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих
способностей требует от педагога не только знаний соответствующей
методики, но и предполагает у него наличие правильного представления о
танце, как художественной деятельности, виде искусства. Специфика
обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но
физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного
значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с
умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога
хореографа – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к
грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
1.
Комплекс
основных
общеразвивающей программы.

характеристик

дополнительной

1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы – художественная, так как
способствует раскрытию творческих способностей учащихся, нравственному
и художественному развитию личности ребёнка.
Танцевальной основой объединения «Надёжа» является народный
танец.
Социальная и экономическая сферы – это две важнейшие области
развития общества. Развитие сферы образования должно быть ориентировано
на повышение доступности и качества образования, подготовку
квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования,
способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень
своей квалификации, использовать свои знания, навыки и компетенции,
полученные в процессе обучения. Дополнительное образование
рассматривается как фактор влияния на социально-экономическое развитие:
позволяет быть в курсе современных достижений научно-технического
прогресса,
развивать
инновационную
деятельность,
повышать
конкурентоспособность, сберегать и развивать социокультурный потенциал
страны.
Дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы позволяют не только наиболее полно обеспечит право ребёнка на
развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых
происходит личностное и профессиональное самоопределение, но и
способствует улучшению социальной и экономической обстановки в
муниципалитете, в регионе и государстве.
4

Программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования Кущёвкий район и всего региона в целом, в
соответствии
со
стратегией
социально-экономического
развития
муниципального образования Кущевский район, утвержденной Решением
совета муниципального образования Кущевский район от 16 декабря 2020
года.
Актуальность программы.
Именно то, на что сегодня обращает внимание современное
дополнительное образование, послужило необходимостью разработать
программу, которая объединяет, интегрирует в единое целое народную
хореографию, театр и музыку.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями
программ нового поколения, что делает возможным выстроить
индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет
пронизывать самые разнообразные образовательные области.
Образовательная программа включает в себя воспитательную работу,
которая направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения
обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Каждое учебное занятие содержит в себе воспитательный компонет.
Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между педагогами и его
учащимися, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на
занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение учащихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы
учебной деятельности и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
занятия через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор;
- включение в занятия игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в объединении, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время занятия.
Новизна программы в том, что она даёт возможность овладеть
манерой исполнения танцев разных народов, их темпов и ритмов,
приобщиться
к
истокам
культурных традиций разных народов,
познакомиться с этническим своеобразием различных культур.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
укреплении физического и психического здоровья, в повышении
эмоционального благополучия детей. В
танцах,
предусмотренных
5

предлагаемой программой, художественный образ воплощается через
музыкально-организованные движения. В процессе обучения дети
развивают свой суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мышц,
координацию и выразительность движений, подготавливаются к восприятию
и усвоению любого рисунка танца. При этом содержание танцевальных
произведений, предусмотренных программой, раскрываются через пластику
человеческого тела.
Отличительная особенность данной программы в том, что особое
внимание обращается на изучение ансамблевого танца, что дает более остро
почувствовать манеру народного танца, помогает решить воспитательные
задачи: приобщить к истокам культурных традиций разных народов,
познакомить с этническим своеобразием различных культур.
Изучение народного танца, начиная с несложных движений,
расширяется и совершенствуется на протяжении всего изучения программы,
технически и ритмически усложняется.
Программа может реализовываться в сетевой и комбинированной
форме, используя площади и ресурсы образовательных организаций и
учреждений культуры. Организация-участник принимает участие в
реализации программы, предоставляя ресурсы для осуществления
образовательной деятельности по программе.
В этом случае с организацией-участником заключается Договор о
сетевом взаимодействии и сотрудничестве между организациями
(Приложение 3).
Особенности организации образовательного процесса. Занятия
проводятся: полным составом группы, делением на подгруппы.
Индивидуальные занятия не предусматриваются.
Возможна реализация программы с применением дистанционных
технологий: Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайнобучение.
Онлайн-обучение:
• Видеоконференция на платформе Сферум;
• Чат (онлайн-консультация);
• Видео-консультирование.
Офлайн-обучение:
• Мессенджер Телеграмм, ВКонтакте;
• Электронная почта;
• Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме
занятия;
• Мастер-классы, презентации.
• Видео-уроки
• Дистанционные конкурсы.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей 6 - 18 лет. На
занятия принимаются все желающие дети, при наличии медицинской
справки о допуске к занятиям.

6

На первый и последующие года обучения программы базового уровня
могут быть зачислены обучающиеся не прошедшие обучение по
ознакомительной программе, по результатам собеседования.
В составе группы могут обучаться дети с особыми
образовательными потребностями: дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети-инвалиды, талантливые (одарённые) дети, дети, находящиеся
в трудной жизненной ситуации, если для их обучения не требуется создания
специальных условий.
В программе предусмотрена возможность занятий по
индивидуальной образовательной траектории (индивидуальный учебный
план) для детей с особыми образовательными потребностями (Приложение
2).
Работа по индивидуальным образовательным траекториям включает в
себя следующие этапы:
- диагностика уровня развития и интересов ребёнка;
- определение цели и задач, видов деятельности;
- определение времени;
- разработка учебно-тематического плана;
- разработка содержания, формы работы и оценивания знаний.
Уровень программы – базовый
Объем программы – 384 часа. Первый год обучения – 96 часов,
второй и третий года обучения – по 144 часа.
Срок освоения программы – 3 года.
Форма обучения – очная, дистанционная.
Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, с
перерывом между занятий 10 минут.
В дистанционном режиме: занятия проводятся 2 раза в неделю: дети с 6
до 11 лет – 20 минут занятие, с 12 до 18 лет – 30 минут занятие.
Состав группы – постоянный, но допускается зачисление новых
учащихся на основании собеседования.
Занятия - по группам, по подгруппам.
Виды занятий – практические занятия, мастер-классы, выполнение
самостоятельной работы.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы – формирование всесторонне развитой личности,
раскрытие потенциальных способностей обучающихся, сохранение и
укрепление здоровья детей посредством хореографического искусства.
Задачи программы:
1. Образовательные (предметные):
- расширение знаний в области хореографии и лучших традиций
хореографического искусства;
- организация постановочной и концертной деятельности;

7

- выражение собственных ощущений, используя возможности
хореографии;
- укрепление физического и психологического здоровья.
2. Личностные:
- создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся
личности;
- адаптация к современной жизни с помощью общей культуры знаний,
навыков.
- совершенствование нравственно-эстетического и физического
воспитания средствами музыки и танца.
3. Метапредметные:
- развитие музыкальных способностей, координации, пространственной
ориентации;
- развитие и тренировка физических способностей и возможностей;
- развитие чувства гармонии, чувства ритма;
- развитие психофизических особенностей, способствующих успешной
самореализации ребенка;

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.3 Содержание программы.
Учебный план 1 год обучения
Название
раздела, темы

Вводное занятие.
Музыкальноритмическая
деятельность.
Партерная
гимнастика.
Основы
классического
танца.
Народносценический
танец.
Годовая
аттестация.
ИТОГО:

Количество часов
всего теория практика контроль

Форма
аттестации/
контроля

2
6

2
1

5

-

Наблюдение,
беседа

10

1

9

-

10

1

9

-

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа

66

2

64

-

Наблюдение,
беседа

2

-

-

2

концерт

96

7

87

2

Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения
Тема № 1 Вводное занятие – 2 часа.
Теория (1 час). Знакомство с программой обучения, расписанием,
правилами внутреннего распорядка. Проведение инструктажа по технике
безопасности.

8

Тема № 2 Музыкально-ритмическая деятельность – 6 часов.
Теория (1 час). Знакомство с музыкальным восприятием движений.
Правильный подбор музыкальных произведений в соответствии с
исполненным движением, т.е. с соблюдением принципа «музыка –
движение». Художественное и выразительное использование музыки.
Практика (5 часов). Упражнения на ритм, координацию, ориентировку
в пространстве, музыкальную и зрительную память.
Тема № 3 Партерная гимнастика – 10 часов.
Теория (1 час). Знание о физической культуре.
Практика (9 часов). Общий комплекс тренировочных упражнений для
исправления осанки, правильного положения стоп, укрепления мышц спины,
ног, брюшного пресса. Дозировка упражнений. Правильность исполнения.
Освоение общеразвивающих упражнений.
Тема № 4 Основы классического танца – 10 часов.
Теория (1 час).
Знакомство с основами классического танца.
Правильное понимание и произношение основных классических
танцевальных терминов.
Практика (9 часов):
- Постановка корпуса.
- Постановка головы.
- Работа над лицом.
- Постановка ног.
- Постановка рук.
- Поклон.
Demiplie (деми плие) - маленькое приседание исполняют не поднимая
пятки от пола 1, 2, 3, 4, 5 позициях.
Battementtendu (батман тандю) — скользящим движением отводим
вытянутую ногу в сторону, вперед, назад из разных позиций не отрывая от
пола.
Releve (релевэ) - приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на
полупальцы
Retine (ретирэ) - балансировка на одной ноге с сохранением равновесия.
Saute (сотэ) - прыжок на месте по позициям, а также с поворотом на 45,
90 градусов.
Тема № 5 Народно-сценический танец – 66 часов.
Теория (2 часа). Знакомство с разнообразием хореографического
материала, простейших элементов русского народного танца.
Практика (64 часов). Изучение простейших сценических движений,
исполняемых на середине зала. Постановка танца. Техническое
совершенствование танца.

9

Тема № 6 Годовая аттестация – 2 часа.
Проводится по завершению изучения программы 1 года обучения в
форме концерта.
№
п/п

Учебный план 2 год обучения

Название раздела,
темы

Количество часов

всего

теория

практи
ка

2
6

2
2

4

-

контроль

1.
2.

Вводное занятие.
Актерское мастерство.

3.

Партерная гимнастика. 18

-

18

-

4.

Азбука классического
танца.
Народно-сценический
танец.
Годовая аттестация.
ИТОГО:

20

1

19

-

96

2

94

-

2
144

7

135

2
2

5.
6.

Форма
аттестации/
контроля

Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
концерт

Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения
Тема № 1 Вводное занятие – 2 часа.
Теория (2 часа). Знакомство с программой обучения, расписанием,
правилами внутреннего распорядка. Проведение инструктажа по технике
безопасности.

•
•
•
•
•

Тема № 2 Актерское мастерство – 6 часов.
Теория (2 часа). Знакомство с театральной азбукой, мимикой.
Практика (4 часа). Выполнение этюдов на заданную тему.
Этюд на тему «Весёлый зоопарк».
Этюд на тему «Животные в лесу».
Этюд на тему «Домашние животные».
Этюд на тему «В мире животных».
Этюд на вольную тему.

Тема № 3 Партерная гимнастика – 18 часов.
Практика (18 часов). Общий комплекс тренировочных упражнений для
исправления осанки, правильного положения стоп, укрепления мышц спины,
ног, брюшного пресса. Дозировка упражнений. Правильность исполнения.
Освоение общеразвивающих упражнений.
Тема № 4 Азбука классического танца – 20 часов.
10

Теория (1 час). Продолжение знакомства с терминами классического
танца. Правильное понимание и произношение основных классических
танцевальных терминов.
Практика (19 часов). Battement jete — (батман жетэ) — из первой
позиции скользящим движением нога отводится в сторону. Свод стопы
сильно выгнут и носок отрывается от пола на 45 градусов. Затем носок
касается пола и нога скользящим движением придвигается к пятке опорной
ноги (выполняется вперед, в сторону, назад).
Saute - (сатэ) — прыжок усложняется с поворотом на 180 градусов.
Battement frappe (батман фраппе) — правая нога на второй позиции, с
вытянутыми пальцами. Правая нога бьет левую вперед (положение ноги обхватное), а затем резко возвращается во вторую позицию, проскальзывая
вытянутым носком по полу (выполняется вперед, в сторону, назад).
Battement fondu (батман фондю) — мягкое плавное движение.
Rond de jambe parterre (ронд де жамб пар тер) — вращательное
движение ноги по полу, круг носком по полу.
Port de bra (порт де бра) — упражнения для рук, корпуса, головы,
наклоны корпуса, головы.
Тема № 5 Народно-сценический танец – 96 часов.
Теория (2 часа). Знакомство с разнообразием хореографического
материала, простейших элементов русского народного танца.
Практика (94 часов). Изучение простейших сценических движений,
исполняемых на середине зала. Постановка танца. Техническое
совершенствование танца.
Тема № 6 Годовая аттестация – 2 часа.
Проводится по завершению изучения программы 2 года обучения в
форме концерта.
№
п/п
1.
2.

Учебный план 3 год обучения

Название раздела,
темы

Количество часов
всего теория прак контро
тика
ль

Вводное занятие.
История танцев народов
мира.
Партерная гимнастика.

1
1

1
1

-

-

10

-

10

-

12

1

11

-

42

2

40

-

6.

Азбука классического
танца.
Народно-сценический
танец.
Актерское мастерство.

4

-

4

-

7.

Итоговая аттестация.

2

-

-

2

3.
4.
5.

Форма
аттестации/
контроля
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
Отчетный концерт
11

ИТОГО:

72

5

65

2

Содержание учебно-тематического плана 3 года обучения
Тема № 1 Вводное занятие – 1 час.
Теория (1 час). Знакомство с программой обучения, расписанием,
правилами внутреннего распорядка. Проведение инструктажа по технике
безопасности.
Тема № 2 История танцев народов мира – 1 час1.
Теория (1 час). Знакомство с характерными особенностями и
отличиями танцев народов мира. Подготовка творческого проекта об истории
народов мира.
Тема № 3 Партерная гимнастика – 10 часов.
Практика (10 часов). Общий комплекс тренировочных упражнений для
исправления осанки, правильного положения стоп, укрепления мышц спины,
ног, брюшного пресса. Дозировка упражнений. Правильность исполнения.
Освоение общеразвивающих упражнений.
Тема № 4 Азбука классического танца – 12 часов.
Теория (1 час). Знакомство с новой терминологией классического танца.
Правильное понимание и произношение основных терминов.
Практика (11 часов). Все выученные упражнения за 2 год обучения
переносятся на 3 год обучения и добавляются новые:
Saute - (сатэ) - прыжок усложняется с поворотом на 360 градусов.
Petit jete - (птижетэ) - воздушный прыжок, встань на одну ногу, вторую
заведи за нее и подъем стопы прижми к голени, носок лежит на голени
опорной ноги. Сделай прыжок и опустись на вторую ногу. Повтори прыжок
второй ногой.
Grand- jete (гран жетэ) - разбегись, активно работая прямыми руками
ускоряя шаг, с силой оттолкнись от пола одной ногой, стараясь перелететь
как можно дальше приземлись на другую согнутую ногу.
Arabesque (арабеск) - поза, при которой тело опирается на одну ногу,
другая вытянутая и прямая поднимается назад на высоту не менее 90
градусов.
Pas de bourree (па де бурэ) — чеканный танцевальный шаг, переступание
с небольшим продвижением.
Chagemtdepiedsз - встать в пятую позицию, правая нога впереди,,
маленькое приседание, затем оттолкнуться от пола, прыгнуть вверх,
захватив вытянутые пальцы, выгнув подъем и вытянув колени. Опускаясь на
пол подменить ноги, левая будет впереди.
Pas - eshappe (па эшапэ) — маленькое приседание в пятой
позиции,, оттолкнуться пятками и сразу же с вытянутыми пальцами и
коленями прыжком перейти на вторую
позицию
в маленькое
12

приседание. Затем возвратиться обратно таким же прыжком
вытянутыми пальцами и коленями, закончить в пятой позиции.
Воспитательная работа (1 час).

с

Тема № 5 Народно-сценический танец – 42 часа.
Теория (2 часа). Знакомство с разнообразием хореографического
материала, простейших элементов русского народного танца.
Практика (40 часов). Изучение простейших сценических движений,
исполняемых на середине зала. Постановка танца. Техническое
совершенствование танца.
Тема № 6 Актерское мастерство.
Практика (4 часа). Создание образов с помощью жестов, мимики.
Перевоплощаться в различных существ. Уметь эмоционально проживать
танец.
Тема № 7 Итоговая аттестация. Проводится по завершению изучения
программы в форме отчетного концерта.
1.4 Планируемые результаты.
По окончании изучения программы 1 года обучения:
1. Одновременно начать и закончить движение с предложением и
фразой музыкального произведения.
2. Распознавать характер музыки, уметь его передать эмоционально в
танцевальных движениях.
3.Знать и исполнять позиции рук, ног классического танца, упражнения
«партерной гимнастики».
4.Знать жанры хореографического искусства и уметь их различать и
характеризовать.
5.Уметь быстро и чётко запоминать и воспроизводить небольшие
танцевальные композиции, повторять ритмический рисунок хлопков и
притопов.
По окончании изучения программы 2 года обучения:
1. Грамотно и выразительно исполнять упражнения классического
танца (в «чистом виде»), знать их название и характеристику.
2. Знать характерные особенности русского народного танца.
3. Знать позиции рук, ног народного танца.
4. Грамотно исполнять элементы танцев в сочетании с движением рук,
головы, корпуса - соло, в паре, коллективно на месте и в продвижении.
5. Иметь навык вежливого отношения к партнёру.
6. Знать и выполнять, требуемые правила в исполнении танца.

13

По окончании изучения программы 3 года обучения:
1. Учащиеся исполняют движения, сохраняя танцевальную осанку,
положение головы, рук.
2. Умеют исполнять «вращения» (держать «точку»), дробные
выстукивания, хлопушки с ровным ритмическим рисунком.
3. Умеют быстро ориентироваться в исполняемых танцах на различных
местах.
4. Умеют ориентироваться в жанрах хореографии.
5. Активно участвуют в жизни и концертной деятельности
объединения, Центра творчества, села, района.
6. Исполняют танцевальные постановки эмоционально, музыкально.
7. Общаются со сверстниками с позиции этикета и традиций, общей и
танцевальной культуры.

14

2. Комплекс организационно – педагогических условий.
2.1 Календарно-учебный график
1 год обучения
Дата
п/п

Эталон

Факт

Тема занятия

1.

Вводное занятие.

2.

Музыкально-ритмическая
деятельность

3.

4.

5.

6.

Знакомство с программой
обучения 1 года.
Проведение инструктажа
по технике безопасности.

Колво
часо
в
2
2

Время
проведен
ия
занятий

Форма
проведен
ия
занятий

Место
проведени
я

40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

При
меча
ние

6

Знакомство с
музыкальным
восприятием движений.
Упражнения на ритм,
координацию.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве,
музыкальную и
зрительную память.
Партерная гимнастика.
Упражнения для
исправления осанки,
правильного положения
стоп.
Упражнения на
укрепление мышц спины,
ног, брюшного пресса.
Основы классического
танца.
- постановка ног;
- постановка рук;
- поклон.
- постановка корпуса;
- постановка головы;
- работа над лицом;
Народно-сценический
танец.
Знакомство с
музыкальным
произведением
Подбор танцевального
шага и танцевальных
связок
Постановка танца.

2

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

2

2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут

группова
я
группова
я

МАОУ
СОШ №20
МАОУ
СОШ №20

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

5

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

5

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

1

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

12

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

53

Годовая аттестация.

2

2 часа по
40 минут
2 часа по

группова
я
группова

МАОУ
СОШ №20
МАОУ

2

10
4

6
10

66

Кон

Итого:

Дата

Эталон

Факт

Тема занятия

1.

Вводное занятие.

2.

Актерское мастерство.

3.

4.

5.

я

СОШ №20

церт

Время
проведен
ия
занятий

Форма
проведен
ия
занятий

Место
проведени
я

При
меча
ние

40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

6
1

40 минут

1

40 минут

1

40 минут

1

40 минут

2

2 часа по
40 минут

группова
я
группова
я
группова
я
группова
я
группова
я

МАОУ
СОШ №20
МАОУ
СОШ №20
МАОУ
СОШ №20
МАОУ
СОШ №20
МАОУ
СОШ №20

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

4

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

6

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

4

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

6

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

2

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

20

2 часа по

группова

МАОУ

96

2 год обучения
п/п

40 минут

Знакомство с программой
обучения 2 года,
расписанием. Проведение
инструктажа по технике
безопасности.
Этюд на тему «Весёлый
зоопарк».
Этюд на тему «Животные
в лесу».
Этюд на тему «Домашние
животные».
Этюд на тему «В мире
животных».
Этюд на вольную тему
Партерная гимнастика.
Упражнения для
исправления осанки,
правильного положения
стоп.
Упражнения на
укрепление мышц спины,
ног, брюшного пресса.
Азбука классического
танца.
Battement jete
Saute
Battement frappe
Battement fondu
Rond de jambe parterre
Port de bra
Исполнение композиций
из движений экзерсиса
(2/4; 3/4; 4/4).
attitudes
arabesques на 90 градусов
Народно-сценический
танец
Знакомство с
музыкальным
произведением
Подбор танцевального

Колво
часо
в
2
2

18
8

10
20

96

16

шага и танцевальных
связок
Постановка танца.

6.

Техническое
совершенствование танца.
Годовая аттестация.

18

Итого:

144

3 год обучения
Дата

п/п

Эталон

Факт

Тема занятия

1.

Вводное занятие.

2.

История танцев народов
мира.

3.

4.

5.

56

Знакомство с программой
обучения 3 года,
расписанием. Проведение
инструктажа по технике
безопасности.

2

Колво
часо
в
1
1

40 минут

я

СОШ №20

2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут

группова
я
группова
я
группова
я

МАОУ
СОШ №20
МАОУ
СОШ №20
МАОУ
СОШ №20

Кон
церт

Время
проведен
ия
занятий

Форма
проведен
ия
занятий

Место
проведени
я

При
меча
ние

40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут

группова
я
группова
я
группова
я
группова
я
группова
я

МАОУ
СОШ №20
МАОУ
СОШ №20
МАОУ
СОШ №20
МАОУ
СОШ №20
МАОУ
СОШ №20

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

1

Знакомство с
характерными
особенностями и
отличиями танцев народов
мира
Партерная гимнастика.
Упражнения для
исправления осанки,
правильного положения
стоп.
Упражнения на
укрепление мышц спины,
ног, брюшного пресса.

1

Азбука классического
танца.
Saute
Petit jete
Grand- jete

12

Arabesque (арабеск)

2

Pas de bourree (па де бурэ)

2

Chagemt de piedsз
Pas - eshappe (па эшапэ)
Народно-сценический
танец
Знакомство с
музыкальным

4

10
4

6

2
2

42
2

17

произведением
Подбор танцевального
шага и танцевальных
связок.

6.

7.

10

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

Постановка танца.

24

Техническое
совершенствование танца.

6

2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут

группова
я
группова
я

МАОУ
СОШ №20
МАОУ
СОШ №20

Актерское мастерство.
Обучение умению
правильно использовать
неязыковые средства
выразительности.
Использование навыков
средств выразительности.
Работа над технологией
игрового обучения.
Умение связывать
движение с мимикой.
Итоговая аттестация.

4
1

2 часа по
40 минут

группова
я

МАОУ
СОШ №20

2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут
2 часа по
40 минут

группова
я
группова
я
группова
я
группова
я

МАОУ
СОШ №20
МАОУ
СОШ №20
МАОУ
СОШ №20
МАОУ
СОШ №20

Итого:

144

1
1
1
2

Отче
тный
конц
ерт

18

2.2 Раздел воспитания.
Цель воспитания - развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи:
- формирование и развитие личностного отношения детей к
танцевальным занятиям, хореографии, к собственным нравственным
позициям и этике поведения в учебном коллективе;
- воспитание у детей уважительного отношения к друг другу и
старшим, создание благоприятного нравственно-психологического климата,
здоровых межличностных отношений в коллективе;
- развитие коммуникативной компетенции: участия в беседе,
обсуждении;
- развитие социально-трудовой компетенции: трудолюбие,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- формирование основы безопасности собственной жизнедеятельности
и окружающего мира;
- формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту
профессионального самоопределения и ознакомление учащихся с основами
выбора профессии;
- формирование активной гражданской позиции, чувство верности
Отечеству.
Планируемые
формы
и
методы
воспитания.
Основной формой воспитания детей при реализации программы
является проведение бесед, в ходе которых обучающиеся усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение. Получают опыт
деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценности, нравственные ориентации. Участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Практические занятия способствуют усвоению и применению правил
поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного
отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего
коллектива.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (индивидуальные и коллективные беседы; рассказ,
разъяснение, дискуссии);

- метод упражнений (многократное повторение действий и поступков
детей в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и
привычек поведения: общественные поручения, культмассовая работа,
уборка учебного кабинета, игра);
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
- метод одобрения и осуждения (средства метода одобрения: личная
похвала педагога; благодарность в приказе учреждения; помещение
фотографии на доску почёта. Средства метода осуждения: замечания
педагога, устный выговор);
- метод контроля (наблюдение за поведением учащихся,
индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или
общественных поручений, отчеты перед своими товарищами о своей работе
и дисциплине);
- метод переключения в деятельности.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе учреждения в котором
реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа.
Основным методом оценки результативности реализации программы
в части воспитания является педагогическое наблюдение. Оно заключается в
наблюдении за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
задач по программе.
Организационные условия:
- подбор тематического материала;
- использование простых и сложных средств;
- построение логической последовательности хода и логической
завершенности в соответствии с поставленной целью материала.
- выравнивание и просчёт по продолжительности мероприятия в
соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.
2.3 Календарный план воспитательной работы.
№
п/п
1.

Название события
мероприятия
Техника безопасности

Сроки

Форма
проведения
сентябрь Групповая,
беседа

2.

Знакомство с
характерными
особенностями и
отличиями танцев народов
мира

сентябрь Групповая,
беседа

3.

Труд людей родного села

октябрь

Групповая,
беседа

Направление
Формирование сознания
ценности жизни, здоровья и
безопасности, соблюдения
правил личной и
общественной безопасности
Бережное отношение к
культурному наследию.
Привитие любви и уважения к
национальной культуре,
желание познавать историю
танца, развития его видов.
Формирование уважения к
труду людей родного села,

20

4.

Заповедники России

ноябрь

5.

Наша Родина – Россия.

декабрь

6.
7.

Уважение старших – закон
жизни людей.
Профессии вокруг – карта
профессий

январь
февраль

8.

История
хореографического
искусства

март

9.

День здоровья.

апрель

10.

Знаем, помним, верим…

май

края. Воспитать уважение к
труду людей любой
профессии, привитие чувства
гордости.
Формирование экологической
Групповая,
культуры.
беседа
Воспитание чувства любви к
природе, уважение ко всему
живому.
Формирование российской
Групповая,
гражданской принадлежности,
беседа
сознания единства с народом
России в её тысячелетней
истории.
Воспитание уважения к
Групповая,
старшим, людям труда,
беседа
родителям, педагогам.
Ориентация на осознанный
Групповая,
круглый стол выбор сферы
профессиональных интересов,
профессиональной
деятельности в российском
обществе с учётом личных
жизненных планов,
потребностей семьи, общества
Бережное отношение к
Групповая,
культурному наследию,
беседа
приобщение подрастающего
поколения к ценностям
мировой культуры и
искусству
Формирование знаний о
Групповая,
соревнования здоровье, помощь в осознании
возможности разумного
отношения к своему здоровью
с самых ранних лет
Формирование российского
Групповая,
национального исторического
беседа
сознания на основе
исторического просвещения,
знания истории России,
сохранения памяти предков.

2.4 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение программы.
2. Наличие учебного класса.
3. Оборудование классов: станки, зеркала для самоконтроля.
4. Техническое оснащение: аудиопроигрыватель, видеомагнитофон
(DVD) или компьютер (ноутбук).
5. Сценическая площадка для репетиций.
6. Оформление концертных номеров:
- изготовление костюмов в соответствии с репертуаром;
- обувь для сцены и для занятий;

21

- бутафория;
- оформление сцены (в соответствии с тематикой выступления).
2.5 Форма аттестации
Годовая аттестация - контрольный урок в форме концерта.
Форма фиксации - контрольный лист с результатами в виде: зачет «+»,
либо незачет «-» (Приложение № 1)
Итоговая аттестация - контрольный урок в форме отчетного концерта.
Форма фиксации - контрольный лист с результатами в виде: зачет «+»,
либо незачет «-» (Приложение № 1)
2.6 Оценочные материалы.
В качестве методов диагностики результатов обучения используются
практические задания по пройденным темам, метод наблюдения.
Также в течение изучения базовой программы применяется метод
наблюдения, то есть педагог отслеживает наличие отсутствия или наличие
прогресса у группы, у каждого обучающегося в отдельности.
2.7 Методические материалы.
Методы, используемые на занятиях
Методы организации деятельности: репродуктивный, объяснительноиллюстративный, наглядный.
Методы воспитания: положительный пример, соревновательный.
Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение,
участие в праздниках, конкурсах.
Формы работы с родителями: родительские собрания, консультации,
привлечение в подготовке к выступлениям.
Структура занятия.
Вступительное слово.
Приветствие (поклон).
Теоретическая часть (если есть).
Разминка.
Практическая часть.
Партерная гимнастика.
Итог.
Так как состав детей неоднороден, у них разные природные данные, то
особое значение придается дифференцированному подходу. Для этого
используются такие методы и приемы, как:
1. Синхронное и зеркальное восприятие;
2. Перевод из одного пространства в другое;
3. Обращение к индивидуальной культуре исполнения.
Знакомство с танцем начинается с музыки. Далее учащиеся знакомятся
с ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит
постепенно, поэтому иногда можно идти по пути параллельного освоения
22

фигур, т. е. не ждать, пока будет освоена полностью одна фигура, а работать
сразу над несколькими элементами одинаковой сложности. В результате
такой работы у учащихся расширяется двигательный «кругозор», и освоение
танца в целом происходит быстрее.
Педагог выбирает так называемый оптимальный режим усвоения,
опираясь на индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
Дети быстрее осваивают движение, повторяя его за педагогом. Но
необходимо также развивать способность самостоятельно выполнять
движения, слушая музыку и не глядя на соседа. Разбирая ошибки учащихся,
нужно помнить, что в памяти остается последний вариант, и заканчивать
разбор ошибки всегда правильным вариантом.
В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать
последовательность подачи информации о движении. Танец «начинается от
пола», и следует показывать и объяснять в последовательности:
куда наступаем (как переносим вес);
как ставим ногу (как работает стопа);
что делает колено;
как работают бедра;
что делает корпус;
как танцуют руки;
куда направлен взгляд (что делает голова).
Информация наслаивается одна на другую. Параллельное изучение
сразу 2 – 3 танцев позволяет разнообразить занятие, переключает внимание и
повышает интерес учащихся, приводит к большему «растанцовыванию»
занимающегося, позволяет раньше вводить на уроке элементы соревнований
и конкурсов.
Дети младшего возраста мыслят образами, и, в отличие от детей
среднего возраста и старшеклассников, они не могут понять логики и
конкретности законов движения. Поэтому необходимо сформировать
привычки и навыки на эмоциональном уровне, играя с ними в те или иные
образы.
Дети старшего возраста способны осмысливать свои действия, и это
надо использовать и развивать, объясняя, для чего мы то или оное делаем: «В
танцах ничего не бывает просто так». Им лучше объяснять конкретнее: какие
мышцы и как надо включить в работу, как правильно перенести вес с ноги на
ногу в движении. Когда усвоена техника, можно перейти к ритмической
окраске и в область ощущений, ассоциаций. Только осознав и осмыслив
значение того или иного приема, учащийся встает на более высокую ступень
совершенства и собственного мастерства.
На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка,
который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.
Главная задача педагога – научить ребенка определенным приемам,
связкам движений в различных танцах, а также гимнастической
самостоятельной растяжки.

23

Задача репетиции – привить учащимся культуру общения между собой,
в паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно решается путем
организации танцевальных праздников, концертов, конкурсов.

24

3. Литература.
1. Н.Зарецкая, З.Роот «Танцы в детском саду». Изд. Москва 2004г.
2. О.В.Ерохина «Школа танцев для детей». Изд. «Феникс»Ростов-наДону 2003г.
3. О.В.Володина, Т.Б.Анисимова «Самоучитель клубных танцев» Изд.
«Феникс» 2005г.
4. А.А.Телегин «танцуем джайв, рок-н-ролл, чечётку».изд. «Феникс»
Ростов-на-Дону 2004г.

25

Приложение № 1

Итоговая (годовая) аттестация (контроль знаний, умений, навыков)
в объединении «Надёжа».
Дата проведения ______________
Группа ____
Тема: Итоговая аттестация ознакомительной программы.
Формы проведения: концерт
Уровень оценки: зачет «+», не зачет «-»
№п
/п
1.
2.
…

Фамилия, имя

Зачет/не зачет

Вывод: по результатам итоговой аттестации можно сделать вывод, что
дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Надёжа» учащиеся (усвоили успешно, не усвоили).

Педагог дополнительного образования

Е.В. Глобенко

26

Приложение № 2
Схема разработки индивидуального образовательного маршрута
1. Диагностика индивидуальных творческих способностей ребёнка.
2. Определение цели и постановка задач, которые должны быть достигнуты
ребёнком по окончании прохождения индивидуального образовательного
маршрута.
3. Разработка календарно-тематического плана.
4. Определение содержания календарно-тематического плана (формы
занятий, методы и приёмы, технологии, формы подведения итогов).
5. Определение способов оценки успехов освоения ребёнком
индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О.
обучающегося:_________________________________________________
Объединение:__________________________________________________
Цель:_________________________________________________________
Задачи:________________________________________________________
Срок реализации программы:_____________________________________
Название и
№ раздела
программы

Название и
№ темы

Кол-во
часов

Формы и
методы
изучения
учебного
материала

Образовательные
результаты, их
сроки

Формы
проверки,
сроки

Индивидуальные
результаты,
сроки

27

28

29

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».